Категория Топонимика настоящего сайт-блога частенько пополняется новыми записями благодаря нашим коллегам из Национальной редакции ГТРК «Карелия», которые ведут замечательную передачу «Родные сердцу имена» и готовы поделиться фрагментом одной из передач, посвящённой происхождению и значению топонима Рубчойла. Так называется старинная карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия. Расположена вдали от больших озёр и рек. Жители деревни хранят красивую карельскую речь, старинные промыслы и памятники деревянного зодчества.
Спешим в Рубчойлу!
Автор сценария и ведущая - Ольга Огнева, операторы - Игорь Истратьев и Игорь Ареховский. Монтажёр - Алина Малышева.
23 июля 2016 годабиблиотека деревни Фоймогуба в Медвежьегорском районе встречала дорогих гостей: карельских литераторов, художников и других представителей культурной элиты. Библиотека отметила свое 80-летие.
Следовательно, открыта она была при советской власти, еще до войны. И по сей день находится в деревянном здании клуба с печным отоплением. А еще в том же здании располагается настоящая картинная галерея, основанная стараниями троих Борисов, художников Акбулатова, Поморцева и Кукшиева, собственно, фоймогубскими дачниками.
Входишь в этот клуб и тут же проваливаешься в глубокий социализм, памятный по школьным годам, когда что-то еще такое говорили о культурной революции на селе. Теперь вся культура держится на нескольких библиотекарях, да вот именно что на городской интеллигенции, купившей по случаю сельские дома под дачи. И все-таки жизнь как-то сама собой выруливает, рождаются дети, потом подрастают и уезжают в город, однако откуда-то берутся новые дети, и люди по-прежнему ходят в библиотеку и читают книжки…
Знаете ли вы о таких населенных пунктах Карелии как Кушлега, Габшема или Габуки? Думается, вряд ли, а ведь еще в середине XX века в этих деревнях вепсского края работали колхозы, леспромхозы, стояли церкви. И, конечно, здесь жили люди. Сегодня названия этих деревень сохранились только в памяти жителей, разъехавшихся из них по всему свету, и на фотографиях, хранящихся в Национальном музее Республики Карелия и в Шелтозерском вепсском этнографическом музее.
История от Яны Жемойтелите, карельского писателя, переводчика, издателя и сотрудника Национальной библиотеки Республики Карелия.
Обычно в газете пишут, как в деревне выступал писатель. А я напишу наоборот – о том, как сама съездила в Ведлозеро и выступила в Доме карельского языка 3 апреля 2016 года.
Ведлозеро – старинное карельское село километрах в 100 от Петрозаводска, по нашим масштабам далековато, причем автобус довозит только до развилки, а дальше топать ещё 2 км. Но нас встретили на машине и даже успели свозить в Кинерму – это 7 км вглубь от шоссе.
Публикация Ирины Фофановой, финалиста конкурса «Сельский блогер»
Известно у нас в Карелии старинное село Суйсарь, расположенное на западном побережье Кондопожской губы Онежского озера.
По данным переписи населения 1873 года Суйсарь была карельской деревней. Располагалась она на острове. Первые упоминания об этом поселении относятся к концу XV века.
С конца XIX века село включало деревни: Суйсарь на Острове, Северную Суйсарь, Среднюю Суйсарь, Южную Суйсарь (Педри-Наволок), Куля. Суйсарь на острове упоминается в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
В 1957 году деревни суйсарского гнезда были юридически объединены в село.
В самом центре Заонежского полуострова, на берегу красивейшего озера Путкозеро раскинулась старинная русская деревня Фоймогуба, которой не так давно исполнилось 500 лет. 28 августа 2013 года жители Фоймогубы и многочисленные гости из соседних деревень отметили десятилетний юбилей сельской картинной галереи. Об истории этой галереи нам рассказала карельская писательница Галина Скворцова.
В патриархальной Кинерме особенно в погожие нежаркие летние будни царят удивительные тишь и спокойствие.
В нашем проекте обращение к теме Кинермы уже вторично. Летом 2011 года мы опубликовали наиболее интересную на тот момент статью местной прессы о возрождении карельской деревни в Пряжинском районе и «поставили» публикацию на электронную книжную полку. Но очень хотелось увидеть всё своими глазами.
Этим летом мне удалось побывать в Кинерме дважды. Первый мой короткий визит, именно будничный, запомнился так редко возникающим желанием задержаться на этой земле подольше. Просто остаться и пожить. В чем же магия этой карельской деревни? Может, особую ауру создают двухсотшестидяситилетняя часовня в окружении вековых реликтовых елей, сверху донизу усыпанных шишками? Часовня, стоящая на вершине пологой горы в самом центре деревни?
В воскресенье 13 июля в одном из дальних уголков Беломорского района, в старинной карельской деревне Тунгуде, отмечали День рыбака. К этому же дню приурочили празднование 5-летнего юбилея Тунгудского народного дома, который носит имя местного учителя Геннадия Ивановича Гужиева. Материалы о Тунгуде уже имеются в нашем проекте. Интнресно, что изменилось за прошедшее время?
9 июня инициативная группа из города Беломорска в составе Александра Михайловича Лазутина и автора этих строк побывали в городе Кеми на слете жителей исчезнувших карельских деревень. В 26-й раз проводился он, и вновь, как и в первую встречу, все присутствующие говорили об одном: своих родных деревнях и селах, которые в настоящее время не существуют.
Небольшую деревню Хайколя вы не найдете на карте Карелии, нет её и в справочнике административно-территориального устройства Республики Карелия.
Однако в этом году про эту деревню узнала вся Европа. Хайколя получила престижную награду федерации Europa Nostra, которая присуждается за сохранение и популяризацию культурного наследия и природной среды Европы. В соревновании за награду она обошла такого претендента как отреставрированный и вновь открытый Большой театр.
6 июля в зале администрации Беломорского района и 8 июля в Доме культуры Сумского Посада состоялись презентации книги Светланы Кошкиной «Вирма», вышедшей в июле в издательстве «BAREA» (г. Петрозаводск). Данный очерк – первый выпуск в серии «Исторические поселения Беломорского района».
Автор книги, сотрудник Центра поморской культуры из Беломорска, посвятил свое исследование уроженцам старинного поморского села Вирмы. В его истории немало интересных и значимых событий, с некоторыми из которых и предлагается познакомиться читателям. Рецензентом издания выступила В. П. Кузнецова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук.
Карелия, Пудожский район, восточный берег Онежского озера. Здесь впадает в Онего лососевая река Пяльма. В километре от озера через реку перекинут старый деревянный мост. Он соединяет две части деревни Пяльма, расположившейся по обоим берегам одноименной реки. Сегодняшняя Пяльма объединяет три старинных деревни: Пяльму, Новинку и Заречье. Местные краеведы уверены, что возраст их поселения составляет около пяти столетий.
По утверждению специалистов, деревня Пяльма представляет историко-архитектурный, научный и даже художественный интерес. Поселение сохранило исторический облик традиционной пудожской деревни в живописном природном окружении.
Маленькая карельская деревушка Кинерма близ села Ведлозеро в Пряжинском районе. Её название в дословном переводе с карельского означает «Драгоценная земля». Возраст приближается к четырем с половиной столетиям. На удивление всем деревня сохранила свой первоначальный облик, поэтому может быть отнесена к памятникам истории.
Восстановление исторического облика деревни началось в 1998 году по инициативе Надежды Калмыковой и Ольги Гоккоевой – сестер из древнего кинермского рода Егоровых.
Автор: Центр поморской культуры — 20.12.2009
|Комментариев: 8
Тунгуда
В «Книге сбора данных и оброчных денег с тяглового населения лопских погостов» за 1587-1578 гг. упоминается «Волость Тонгуя». В «Дозорной книге лопских погостов» за 1597 год вновь говорится о «волостке Тунгуде», насчитывающей 17 дворов.
В 1848 году образован Тунгудский приход, в который вошли деревни: Тунгуда, Келляварака, Щурозеро, Веннозеро, Пертозеро, Хижозеро, Кучозеро, Компаково, Маркова Гора, Вирнаволок, Березов Наволок, Лукин Остров, Лужмаварака, Машозеро. Всего дворов в приходе – 174. В 1868 в Тунгуде построена церковь, в 1889 – открыта церковно-приходская школа. В 1905 году в Тунгуде было 69 домов и 354 жителя.