КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

Искусство книжной графики

Мир сказочной графики Тамары Юфа

| Нет комментариев

Чекмасов В. С. Художник-график Тамара Юфа. Из серии «Мои герои». 1978. Плита, темпера, лак.
 

Всем поколениям жителей Карелии, чьё детство и юность пришлись на вторую половину ХХ века, известно имя художника Тамары Юфа. Просто потому, что на это время пришёлся расцвет издательства «Карелия», выпустившего великое множество литературы для детей и юношества (для взрослых читателей, между прочим, тоже), а большую часть «сказочного» книжного богатства проиллюстрировала Тамара Юфа. И сегодня её иллюстрации мгновенно узнаваемы и ностальгически любимы нами.

Мне запомнились слова Тамары Георгиевны о сожалении, которое она испытывала, когда книга в те годы приходила из типографии. Рисунки, воспроизведённые в печатном экземпляре, теряли очень многое, особенно мелкие детали, чрезвычайно важные для художника. Именно в сплетении изысканных, причудливых орнаментов и узоров, объединяющих человека и природу, состоял стиль автора, принесший ей широкую известность и узнаваемость. 

Автор фото И. Ларионова
 

Борис Равильевич Акбулатов – график, живописец, художник книги. Участник всесоюзных, всероссийских, зональных, республиканских и международных выставок. Член Союза художников с 1977 года. Заслуженный деятель искусств РК.

Основные тематические собрания произведений: «Северный альбом», «У Белого моря», «История Петрозаводска», «Соловки», «Заонежье», «Мифы «Калевалы», «Южные мотивы» (Черноземье) «Финские мотивы» (г. Хельсинки)

Представляем вашему вниманию галерею иллюстраций Бориса Акбулатова.

Б. Акбулатов. Автор фото И. Ларионова
 

 Художник Борис Акбулатов родился в Карелии, в старинном селе Ладва. Его детские и юношеские годы прошли в Беломорске и в Петрозаводске. В петрозаводских изостудиях Б. Акбулатов приобретал и первые навыки в овладении ремеслом художника. Позже, во время учебы в Ленинградском художественном политехникуме и в Московском полиграфическом институте его наставниками в искусстве станут такие талантливые мастера живописи и графики, как Л. В. Оскорбин, П. А. Алексеев (Ленинград-Петербург), А. В. Лепятский, Д. Д. Жилинский, Н. А. Гончарова (Московский полиграфический институт).  

За свою творческую жизнь Б. Акбулатов оформил немало книг, в том числе классиков – Достоевского, Чехова, Случевского, Волошина, Северянина... О своем пути к книге художник расскажет в интервью нашему интернет-проекту.

Имя петрозаводского художника Николая Трухина известно как ценителям живописи, так и любителям литературы. На протяжении многих лет он иллюстрирует различные книги, которые издаются в Карелии. Неслучайно наша беседа состоялась в Национальной библиотеке Республики Карелия.  Автор этих строк давно знаком с Николаем Трухиным, поэтому беседа велась без излишней помпезности, как говорится – в тёплой,  доверительной обстановке.

– Николай, как становятся художниками? Вот я в детстве пытался рисовать и всех уверял, что буду живописцем. Увы, выяснилось, что нет таланта…    

– Как помню, рисовал с самого раннего детства.  И тоже говорил, что стану художником! В школе постоянно проводились конкурсы, соревнования между классами. Рисовал также для стенгазеты и просто для себя. Первая публикация была в газете… кажется «Карельская кухня» называлась, или что-то подобное. Я тогда уже окончил школу и учился на токаря.  

Художник Виталий Наконечный прожил долгую жизнь… Хочется начать именно так. Хотя Виталий Наконечный сегодня неплохо себя чувствует. И все же – мы утверждаем, что Виталий Наконечный прожил долгую жизнь, в которую поместилось несколько эпох.

Он родился на станции Ульяновка в Кировоградской области в голодном 1946 году. В возрасте шести лет впервые увидел примус и спросил: «А куда же класть дрова»? Именно тогда его мама Александра Денисовна поняла, что с колхозной жизнью пора заканчивать, надо перебираться в места более цивилизованные. Дело в том, что родители Виталия Наконечного были люди образованные по тем временам: мама еще до войны окончила техникум сахарной промышленности, отец – художественное училище, в 30-е годы он даже успел поработать художником во МХАТе. А завлитом во МХАТе в то время служил Михаил Булгаков. Но – после войны партия направила художника поднимать отсталый колхоз. 

Работая над интернет-проектом Электронная библиотека авторов Карелии или путешествуя по его виртуальным страницам, невольно обращаешь внимание на издания, которые оформил карельский иллюстратор книги Виталий Наконечный. А когда узнаешь, что эта разнообразная, яркая и необычная, тонкая и точная книжная графика родилась на экране монитора, интерес, тем более, возрастает.  Интервью с В. Наконечным.

 Ю. Линник, доктор философских наук:

«Нам не нужно объяснений художника. Возможно, его секреты окажутся очень простыми – какое нам дело до них? Ведь главное – мощь впечатления: будто перед нами разверзлось окно в невероятное. Ошеломительно! Мера остранения тут зашкаливает. А это в моих глазах – главное для искусства: генерация новизны. Таковая возможна не только в контакте с надземным, но и в кругу обыденного – надо уметь бросить на него свежий взгляд, усиленный виртуальной линзой». 

Традиционная книга – особый объект культуры, объединяющий в себе литературу и изобразительное искусство. Иллюстрация и художественное оформление книги – своеобразное, особое, яркое искусство – сегодня переживает нелучшие времена. Издатели в погоне за быстрой прибылью экономят на иллюстрациях и даже на качестве работ на обложках. И появляются шедевры мировой литературы в убогом оформлении или вообще без такового. Кроме того, версткой книг сегодня может заниматься кто угодно, если у него есть под рукой компьютер с подходящим программным обеспечением. Поэтому на книжном рынке вы можете встретить дорогие издания, оформленные дилетантом, не имеющим представления о тайнах ремесла художников-графиков.

Наш интернет-проект собирается знакомить вас с художниками книги, занимающимися иллюстрацией всерьез.

Сегодня мы представляем интервью с Анастасией Трифановой. Её имя в последние годы упоминалось на презентациях новых карельских изданий и в наших публикациях неоднократно.

Иллюстрации Анастасии Трифановой

| Нет комментариев

Представляем вашему вниманию работы молодого художника книжной графики Анастасии Трифановой, успешно сотрудничающей с издательством «Периодика», другими издательствами Петрозаводска, Мурманска, Киева и Минска. Интервью с Анастасией Трифановой.

« Интервью | Главная страница | |Исторические деревни Карелии »

Последние комментарии

Александр: "Ни одна из популяций поморов не имеет генетического сходства с читать дальше
Сергей: Здравствуйте, прошу помощи в поиске месторасположения труд посёлка Тунгуда Беломоро-Балтийского читать дальше
Пётр Петров: Значит нет ученого жука! Транскрипция некоторых названий, присутствовала в в читать дальше
петр петров: Здравствуйте!Насколько можно понять, язык- "весь"- то, из чего стряпали латынь? читать дальше
Павел: Скажите, есть ли доступные для покупки экземпляры Virantanaz, если да, читать дальше
Артур: Где и как с вами связываться? читать дальше
Алексей: Может никаких поморов нет. Это просто карелы может. Разве генетика читать дальше
Елена Зинковская: Добрый день! в период 1931-1937 гг мой папа учился в читать дальше
Елене: Здравствуйте где можно приобрести книгу Бердашевой Карельский институт магии читать дальше
Татьяна : Здравствуйте. где можно увидеть картины старшего брата Григорий Ауэра Прохора читать дальше