История от Яны Жемойтелите, карельского писателя, переводчика, издателя и сотрудника Национальной библиотеки Республики Карелия.
Обычно в газете пишут, как в деревне выступал писатель. А я напишу наоборот – о том, как сама съездила в Ведлозеро и выступила в Доме карельского языка 3 апреля 2016 года.
Ведлозеро – старинное карельское село километрах в 100 от Петрозаводска, по нашим масштабам далековато, причем автобус довозит только до развилки, а дальше топать ещё 2 км. Но нас встретили на машине и даже успели свозить в Кинерму – это 7 км вглубь от шоссе.
Кинерма – вообще что-то невероятное. Деревне 500 лет, причем дома там сохранились с 19 века почти в первозданном виде. В тамошней часовне некогда находилась единственная в Карелии чудотворная икона Божьей матери, и не иначе как чудом сохранность деревни не объяснить.
Раскулачивания там почему-то не было. Во время репрессий в Кинерме арестовали только бухгалтера, ну и еще одного гражданина арестовали уже после войны за то, что он перешел на сторону финнов, но и того почему-то не расстреляли, отсидел и вышел. Во время войны на деревню не упала ни одна бомба, причем все жители, которые ушли на фронт, вернулись живыми.
Часовенка стоит в старинной еловой роще – очевидно, раньше на этом месте было языческое капище, а роща считалась священной. Часовню построили 300 лет назад, с тех пор ее ничуть не перекосило, а в стенах до сих пор кованые гвозди с 19 века. Раньше на часовне было еще 5 колоколов. Когда в 1939 году приехала бригада из 4 человек эту часовню уничтожать по заданию партии, колокола при падении на землю издали такой звук, что окрестности содрогнулись, а разрушители испугались и дальше громить отказались. Начальство их за это почему-то не наказало, но все четверо умерли в течение года – двое утонуло и двое – по пьянке.
В 1979 году икону забрали в наш музей ИЗО, ну и после этого разграбили старинный иконостас. Сам резной иконостас остался, а вот иконы прибрали воры. Но сама святая старина все еще ощущается в воздухе.
Мужики в Ведлозере, в основном, сидят дома без работы и говорят, что им ничего не надо. Впрочем, у нас в городе точно так же, да и вообще у нас на Севере так было, пожалуй, всегда. Это женское царство, в нем Лоухи – хозяйка. Муж у нее, кстати, был, да на него мало кто обращал внимание.
На встречу со мной в Дом карельского языка тоже пришли в основном женщины, за исключением троих представителей мужского пола. Все остальные, очевидно, до сих пор на фронте.
Однако читающий оказался в Ведлозере народ, причем там еще и по-карельски говорят – вообще какое-то инобытие. И целый Дом карельского языка своими силами подняли буквально из ничего. Так повсюду в нашей в стране: если что и происходит хорошего, то делается по инициативе снизу и на народные деньги. У себя же не украдешь. А стоит государству вмешаться – как тут же начинаются планы, отчеты по этим планам, наглый распил средств, а в результате – пшик. По опыту знаю. И еще: посмотришь телевизор – и такое ощущение, что проект под названием «Новая Россия» надо скорее закрывать, а на практике, как один читатель высказался из зала, «Надо, тетя Дуся, просто телевизор реже смотреть», тогда и психика в норму придет.
Вот ведь поехала с мешком своих книжек – сколько смогла увезти на себе. А раскупили все и еще спросили, чего мало так привезла.
Комментировать