С благодарностью представляем пользователям подготовленный ею материал.
Если вы всерьез задались вопросом, кто такие поморы, рекомендую начать с книг доктора исторических наук Татьяны Александровны Бернштам «Поморы: Формирование группы и система хозяйства» 1978 года издания и «Русская народная культура Поморья в ХIХ - начале ХХ в.» 1983 года издания. А после того, как проштудируете эти монографии, приступайте к чтению «Словаря живого поморского языка» Ивана Дурова – если, конечно, сможете его достать. Словарь должен быть издан в этом году. Тираж, скорее всего, будет не таким большим, как хотелось бы. А иметь его в своей личной библиотеке мечтают очень и очень многие.
Упомянутое автором издание 1983 года включено в новое научное издание Т.А. Бернштам «Народная культура Поморья» из серии «Ломоносовская библиотека», увидевшее свет в 2008 году. |
Ну, а пока вы только собираетесь в библиотеку, краткий ликбез на тему, а кто же такие поморы.
«Помор – житель Поморья, занимающийся преимущественно рыболовством, звероловством и мореплаванием.
Поморье – в обширном смысле – все побережье Северного океана и Белого моря от Норвежско-Финской границы до Архангельска и далее до Сибирской границы. В тесном смысле – часть морского побережья от г. Онеги до Кандалакшского залива.
Поморский берег – прибрежная полоса Белого моря, побережье Белого моря от г. Онеги до Кандалакши». (из «Словаря живого поморского языка»)
Продолжим далее.
Из книги доктора медицины Франца Ульриха «Кемский Уезд и рыбные промыслы на Мурманском берегу во врачебном и экономическом отношениях». Печатано по распоряжению Императорского Русского Географического Общества в Санкт-Петербурге в 1877году, награждено от Общества серебряной медалью:
«Русские или Поморы (именно так, с большой буквы – авт.) физически хорошо развиты, высокого росту, красивы собою; это народ гостеприимный, словоохотливый, отличающийся вместе с тем смелостью, предприимчивостью и особой способностью к мореплаванию…»
Да, книг, посвященных поморам немало – от знаменитого «Года на Севере» С. Максимова до малоизвестных заметок в «Известиях Архангельского Общества изучения Русского Севера».
Уверена, что чем больше вы будете узнавать о поморах, тем больше будете гордиться этим народом, мужеству, стойкости, отваге которого мы обязаны освоению Русского Севера. Именно поморы первыми побывали на Новой Земле, ходили на Шпицберген.
А теперь о грустном. Несмотря на то, что Поморье сегодня разделено административно не только между районами Республики Карелия (Беломорским, Кемским, Лоухским), но и между Карелией, Архангельской и Мурманской областями, проблемы у коренного населения общие: уезжает молодежь из старинных сел, с трудом выживают рыболовецкие колхозы, остро стоит вопрос сохранения традиционных рыболовного и зверобойного промыслов. Об этом много говорится на съездах поморов (III межрегиональный съезд поморов Белого моря состоялся в сентябре 2010 года в Беломорске).
Но, возможно, именно экономические проблемы и вызвали в последние годы интерес к поморской тематике, возрождению культурных традиций народа. Не буду говорить о Поморье в целом. Остановлюсь на нашем, Беломорском районе. Казалось бы, вполне благополучные в экономическом отношении 70-е годы прошлого века. Работают предприятия, рыболовецкие колхозы рапортуют о перевыполнении планов, получают переходящие красные знамена, премии. Но… никто не обращает внимания на то, что повсеместно разрушаются добротные поморские дома, постепенно забываются местные традиции и обряды. Еще в середине 50-х в селах играли свадьбы «по-поморски», а спустя всего 20 лет молодой руководитель Поморского хора Виктор Васильев по крупицам собирает и воссоздает этот уже забытый обряд. Да что там! Те же песни, хороводы, ему приходится восстанавливать заново.
Переломные 90-е. О чем пишет районная газета? О невыплате зарплат, закрытии предприятий, безработице… и – о былом. Старожилы рассказывают о том, как ходили их отцы и деды на Мурманские промыслы, как вели торговлю с Норвегией, как праздновали Рождество и Крещение в Поморье, вспоминают храмы Сороки и Сумпосада.
Получается, экономические трудности «вернули» нам Поморье?
Музеи истории села действуют в селах Шуерецкое, Сумпосад и Нюхча. Концертную деятельность ведут старейшие в районе творческие коллективы Сумпосадская фольклорная группа и Поморский народный хор (при котором, кстати, имеется и детская группа). Секреты старинного шитья осваивают школьницы в музее-мастерской «Рукоделия Поморья», поморские традиции изучают подростки на Беломорской станции туризма и краеведения.
На вопрос «Что вы написали в графе «Национальность»? пожилой беломорчанин ответил: «Русский». «Как же так: и вы, и ваши родители родились и жили в Вирме, занимались морскими промыслами. Разве вы не помор?» «Помор, но ведь поморы – русские люди» – ответил он. В то же время юноша и девушка на мой вопрос ответили: записали себя поморами. Значит, не потеряна связь времен, а молодое поколение осознает свою причастность к поморскому краю, гордится своими предками.
И сегодня для многих жителей Беломорска и прибрежных сел рыбный промысел остается главным источником средств к существованию.
"Ни одна из популяций поморов не имеет генетического сходства с населением Новгородчины, с которым традиционно связывают происхождение поморов. Генетические расстояния между популяциями поморов настолько велики, что сопоставимы с общим размахом изменчивости между восточными славянами, балтами и финно-уграми региона. Причинами столь ярко выраженного своеобразия популяций поморов наряду с дрейфом генов предположительно можно назвать разный дославянский субстрат, лежащий в основе генофонда каждой популяции, а также более поздние потоки генов."
Вестник РГМУ Опубликовано online 30.09.2022. DOI: 10.24075/vrgmu.2022.046
ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Своеобразие поморов Онежского полуострова и Зимнего берега в генетическом контексте севера Европы
В. С. Окованцев 1 , Г. Ю. Пономарев 1 , А. Т. Агджоян 1 , А. Т. Агджоян 1 , В. Ю. Пылёв 1,2 , Е. В. Балановская 1,2
Информация об авторах
1 Медико-генетический научный центр, Москва, Россия
Может никаких поморов нет. Это просто карелы может. Разве генетика не показывает, что у так называемых поморов в основном гаплогруппа N как и у карелов?
Древние новгородчане не имели отношения к московитам. За что и были вырезаны в свое время. Подумайте над этим. Либо те были настоящими русскими, либо эти--иного не дано.
Не могут люди из совершенно различных этнических групп, проживающих на расстоянии многих сотен километров друг от друга, имеющие совершенно разные менталитет, культуру и обычаи, принадлежать к одной нации.
А так и есть.
В любом случае, поморы--это чистейшие финно-угры
А мои предки жили в Ковде , Вирме и русскими себя никогда не считали. Поморы-это карелы перенявшие русский язык.
Татьяна, спасибо Вам за эту статью и за другие Ваши работы по исследованию культуры поморов.
Не понимаю только одного: почему в конце заметки Вы противопоставляете мнение пожилого беломорчанина о том, что он - русский, мнению молодых, записавших себя поморами? Причем, вроде как, мнению молодых Вы отдаете приоритет. Но ведь, поморы - и есть русские люди! Они - потомки древних новгородцев, носители традиций Святой Руси. Говорю это как поморянка в 7-ом поколении, чьи предки жили в поморских селах Сумпосад, Воренжа, Сумозеро и деревне Ендогуба. Я - русская, и горжусь этой принадлежностью к русскому народу так же, как и своей причастностью к поморскому краю и своими славными предками.
Уважаемая Татьяна Ильинична, рад с Вами опять встретиться. Ваша очередная книга - ответ архангельским трескоедам , которые не считают нас - "западников" - поморами. Надеюсь купить книгу при очередном приезде в Сороку. С признательностью Виктор Исаков
хорошая статья)