9 июня инициативная группа из города Беломорска в составе Александра Михайловича Лазутина и автора этих строк побывали в городе Кеми на слете жителей исчезнувших карельских деревень. В 26-й раз проводился он, и вновь, как и в первую встречу, все присутствующие говорили об одном: своих родных деревнях и селах, которые в настоящее время не существуют.
Фото из архива НБ РК | Одно из них – Подужемье – древнейшее поселение Русского Севера, затопленное при строительстве Путкинской ГЭС. |
Упоминания о Маслозере находим в источниках XVI века, на всю Россию славилась Маслозерская «волостка» своими кузнецами. В 1630-х годах среди 31 проживавшего здесь крестьянина 16 являлись укладными кузнецами. В крупных масштабах продукция карельских кузнецов расходилась по стране. Железные црены, или большие сковороды для выпаривания соли, сотнями сбывались в Поморье.
Во времена Великого Новгорода архангельские карелы входили в состав Обонежской пятины, предполагается, что прежде они жили по берегам Белого моря, но после прихода сюда новгородцев были вытеснены предками поморов в местности, отдаленные от моря. Они расселились в стоящих на длительном друг от друга расстоянии карельских селах по берегам рек и озер, некоторые карельские деревни из-за своей отдаленности долгое время оставались лишенными хоть каких-то более-менее сносных путей сообщения. Порой только по трудно проходимым болотам, тропам можно было добраться до них. После падения Новгорода, маслозерские земли долгое время принадлежали Соловецкой обители, немного документов сообщает нам об этом. Но зато в архивах Республики Карелия и Архангельской области достаточно источников, датированных XIX веком, из которых узнаем о том, что маслозерские села и деревни входили в состав Шуезерского прихода, и лишь в 1847 году был образован Маслозерский приход. Ровно 145 лет назад в Маслозерской волости насчитывалось 7 деревень, 158 дворов, 575 «ревизских душ». В состав волости входили Маслозерское, Афонинское, Подужемское и Пебозерское сельские общества.
Сегодня трудно представить себе все это, глядя на пустынное заросшее густой травой место, где находилось село на берегу озера Маслозера, но все это действительно было здесь. С гордостью и нежностью говорят маслозерцы о своей родине, ласково называя ее «Войярви». Беломорский поэт Александр Лазутин посвятил Маслозеру целый цикл стихотворений. Одно из них так и называется «Войярви».
Как отзвуки песен далёких,
Несутся бурливо сквозь годы,
От чистых озер синеоких,
По рекам порожистым воды.
Несутся, теряя истоки,
Меняя извечные звуки...
Всё меньше бурленья в потоке,
Всё больше - печали и скуки.
Бездонную синь небосвода
Озерная чаша вместила,
Но нет продолженья исхода –
Иссякла последняя сила.
И берег уныл до сиротства,
Упали от дикости травы,
Знать, души грехом идиотства
Давно нам изгадил лукавый.
Во власти прироста порока
Не вырваться водам из плена.
Заилилась к правде протока,
Охвачена краскою тлена.
На береге детства уныло,
Лишь камни холодные дремлют.
Пожарища пеплом укрыло
Надолго забытую землю...
Не предать забвению то, что происходило на маслозерской земле долгие столетия – задача нашей инициативной группы, общественного объединения «Поморский берег» и Центра поморской культуры. Мы обращаемся с просьбой ко всем, кто хоть чем-то может нам помочь: документами, фотографиями, воспоминаниями о Маслозере. Вы можете с нами связаться по электронному адресу: pomorcenter12@mail.ru. Координаторы проекта: Светлана Викторовна Кошкина и Александр Михайлович Лазутин.
С. Кошкина,
председатель ОО «Поморский берег»
Фотографии со слета жителей исчезнувших карельских деревень
Здравствуйте!
Бесконечно рада, что наконец нашла интересный сайт о Карелии. Мой отец родом из исчезнувшей деревни Чикша Калевальского р-на, моя мать из Вокнаволока, моя бабушка из Толлореки, которой давно нет, сестра моей бабушки из Пирттигубы, которая также разрушена.Письмагуба, куда мы приезжали позапрошлым летом к брату ,не числится в списках. Корни подорваны. Что передать детям и внукам?
СПАСИБО ВАМ и НИЗКИЙ ПОКЛОН за ВАШ ТИТАНИЧЕСКИЙ ТРУД!
Елена Самойлова