Основные тематические собрания произведений: «Северный альбом», «У Белого моря», «История Петрозаводска», «Соловки», «Заонежье», «Мифы «Калевалы», «Южные мотивы» (Черноземье) «Финские мотивы» (г. Хельсинки)
Имя петрозаводского художника Николая Трухина известно как ценителям живописи, так и любителям литературы. На протяжении многих лет он иллюстрирует различные книги, которые издаются в Карелии. Неслучайно наша беседа состоялась в Национальной библиотеке Республики Карелия. Автор этих строк давно знаком с Николаем Трухиным, поэтому беседа велась без излишней помпезности, как говорится – в тёплой, доверительной обстановке.
– Николай, как становятся художниками? Вот я в детстве пытался рисовать и всех уверял, что буду живописцем. Увы, выяснилось, что нет таланта…
– Как помню, рисовал с самого раннего детства. И тоже говорил, что стану художником! В школе постоянно проводились конкурсы, соревнования между классами. Рисовал также для стенгазеты и просто для себя. Первая публикация была в газете… кажется «Карельская кухня» называлась, или что-то подобное. Я тогда уже окончил школу и учился на токаря.
Художник Виталий Наконечный прожил долгую жизнь… Хочется начать именно так. Хотя Виталий Наконечный сегодня неплохо себя чувствует. И все же – мы утверждаем, что Виталий Наконечный прожил долгую жизнь, в которую поместилось несколько эпох.
Он родился на станции Ульяновка в Кировоградской области в голодном 1946 году. В возрасте шести лет впервые увидел примус и спросил: «А куда же класть дрова»? Именно тогда его мама Александра Денисовна поняла, что с колхозной жизнью пора заканчивать, надо перебираться в места более цивилизованные. Дело в том, что родители Виталия Наконечного были люди образованные по тем временам: мама еще до войны окончила техникум сахарной промышленности, отец – художественное училище, в 30-е годы он даже успел поработать художником во МХАТе. А завлитом во МХАТе в то время служил Михаил Булгаков. Но – после войны партия направила художника поднимать отсталый колхоз.
Работая над интернет-проектом Электронная библиотека авторов Карелии или путешествуя по его виртуальным страницам, невольно обращаешь внимание на издания, которые оформил карельский иллюстратор книги Виталий Наконечный. А когда узнаешь, что эта разнообразная, яркая и необычная, тонкая и точная книжная графика родилась на экране монитора, интерес, тем более, возрастает. Интервью с В. Наконечным.
Ю. Линник, доктор философских наук:
«Нам не нужно объяснений художника. Возможно, его секреты окажутся очень простыми – какое нам дело до них? Ведь главное – мощь впечатления: будто перед нами разверзлось окно в невероятное. Ошеломительно! Мера остранения тут зашкаливает. А это в моих глазах – главное для искусства: генерация новизны. Таковая возможна не только в контакте с надземным, но и в кругу обыденного – надо уметь бросить на него свежий взгляд, усиленный виртуальной линзой».
Традиционная книга – особый объект культуры, объединяющий в себе литературу и изобразительное искусство. Иллюстрация и художественное оформление книги – своеобразное, особое, яркое искусство – сегодня переживает нелучшие времена. Издатели в погоне за быстрой прибылью экономят на иллюстрациях и даже на качестве работ на обложках. И появляются шедевры мировой литературы в убогом оформлении или вообще без такового. Кроме того, версткой книг сегодня может заниматься кто угодно, если у него есть под рукой компьютер с подходящим программным обеспечением. Поэтому на книжном рынке вы можете встретить дорогие издания, оформленные дилетантом, не имеющим представления о тайнах ремесла художников-графиков.
Наш интернет-проект собирается знакомить вас с художниками книги, занимающимися иллюстрацией всерьез.
Сегодня мы представляем интервью с Анастасией Трифановой. Её имя в последние годы упоминалось на презентациях новых карельских изданий и в наших публикациях неоднократно.
Представляем вашему вниманию работы молодого художника книжной графики Анастасии Трифановой, успешно сотрудничающей с издательством «Периодика», другими издательствами Петрозаводска, Мурманска, Киева и Минска. Интервью с Анастасией Трифановой.