КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

Ещё раз о деревне Кинерма

| Нет комментариев

 

В патриархальной Кинерме особенно в погожие нежаркие летние будни царят удивительные тишь и спокойствие.

В нашем проекте обращение к теме Кинермы уже вторично. Летом 2011 года мы опубликовали наиболее интересную на тот момент статью местной прессы о возрождении карельской деревни в Пряжинском районе и «поставили» публикацию на электронную книжную полку. Но очень хотелось увидеть всё своими глазами.

Этим летом мне удалось побывать в Кинерме дважды. Первый мой короткий визит, именно будничный, запомнился так редко возникающим желанием задержаться на этой земле подольше. Просто остаться и пожить. В чем же магия этой карельской деревни? Может, особую ауру создают двухсотшестидяситилетняя часовня в окружении вековых реликтовых елей, сверху донизу усыпанных шишками? Часовня, стоящая на вершине пологой горы в самом центре деревни? 

Или старинные крестьянские дома, возраст которых от 100 до 260 лет, расположенные кругом? Неслучайно оказался популярным с лёгкой руки кого-то из журналистов перевод с карельского названия деревни «драгоценная земля». Возможно, он неверен, но как замечательно точно передаёт ощущения человека, попавшего в этот редкий уголок Карелии, где вдали от больших дорог и водоёмов сохранились в нетронутом виде дома карелов-ливвиков, живших, сто, двести и более лет назад. Гипотезы о происхождении названия деревни могут быть разными, можно спорить о том, что ближе к истине. Но неоспоримо одно: Кинерма жила, живёт и будет жить и притягивать гостей.

История поселения Кинерма насчитывает, по крайней мере, 450 лет. В XVI веке её сожгли шведы (1580-1583), в XVII разрушили польско-литовские отряды (1613-1614). Но усилиями жителей деревни (их имена известны) каждый раз деревня восстанавливалась, возрождалась. В 1905 году дворов в Кинерме было 22, жителей – 117, лошадей –  47, коров – 65, а всякой другой живности – 194. В 1911 дворов – 25, жителей – 168, лошадей –  68, коров – 62. В начале 1960-х годов население Кинермы было постоянным: 22 хозяйства с количеством жителей – 97. Большинство жителей деревни составляли карелы.

Вам не придётся разыскивать эти сведения в Писцовых книгах Обонежской пятины и других исторических и архивных документах. Всю эту работу проделала Надежда Калмыкова, нынешняя хозяйка Кинермы, взвалившая на себя и свою семью нелёгкий труд по возрождению деревни, где жили шесть поколений её предков. И результаты представлены в деревенском музее, оформлению которого может позавидовать любой городской музей. В этом деле, как и в реставрации отдельных старых домов помогли друзья Кинермы из Финляндии.

В музее Кинермы

   
   

В Кинерме принимают туристов из других мест Карелии, России и из-за рубежа. Гостевые комнаты, вкусная еда из натуральных продуктов, приготовленная в русской печи – обо всем позаботились трудолюбивые хозяева. Это только на первый взгляд на улицах и полях Кинермы – тишь да гладь. Заботы и хлопоты сегодняшних жителей деревни зорко подметили Владимир Рудак и Алексей Бабенко, авторы документального фильма «Карельская деревня», который получил три награды на Международном некоммерческом Баренц Экологическом Фильм Фестивале и был номинирован на национальную премию «Страна». Авторы презентовали свой фильм 15 октября 2013 в Национальной библиотеке Карелии и разрешили опубликовать один из трёх сюжетов своего фильма. Мы выбрали сюжет о Кинерме.

  Можем порадовать вас последней новостью. Деревня XVI века Кинерма включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. 

По карельской традиции у каждой деревни был свой православный праздник. В Кинерме таким был праздник Смоленской иконы Божией Матери. Потому что такая икона много лет служила своеобразным оберегом для жителей деревни и хранилась в часовне, специально для неё построенной.  В 1979 году икона была перевезена в Музей изобразительных искусств Карелии на реставрацию и храненение. Она украсила коллекцию иконописи северного письма. И с иконой, и с часовней связано немало легенд. Важно одно: никогда эта часовня не использовалась не по назначению. Чудом сохранился резной иконостас.  Восстановление Кинермы началось с восстановления часовни и главная её икона сегодня заменена специально написанной и освящённой копией.

10 августа 2013 года впервые за много лет икона на несколько часов вернулась в часовню с крестным ходом, освящая все уголки Кинермы, защищая их, вселяя надежду на будущее. Праздник Смоленской иконы Божией Матери и 450-летие деревни отметили одновременно. Как же не поехать в Кинерму на праздник? И я отправилась туда во второй раз. Дорога, ведущая в Кинерму оказалась забитой автобусами и автомобилями. Немалый их табунок заполнял все подъездные пути. Несколько сотен гостей высыпали на деревенские улицы, лужайки, площадки. Многолюдие, колокольные звоны, непрерывное движение. Тревогу вызывали только тяжёлые облака, намекающие на непогоду. Но когда икону внесли в часовню, из-за облаков выглянуло солнце. На вопрос о том, не помешает ли дождь праздничным событиям, ведь они все пройдут под открытым небом, Надежда Калмыкова уверенно ответила: «Всё успеем! У нас дождь обычно после праздника начинается!» День рождения деревни удался на славу. И дождь мощно заявил о себе именно в те секунды, когда самодеятельные артисты откланялись на импровизированной сцене.  Так что чудеса в Кинерме случаются. И создают их ежедневно, спокойно, не покладая рук, Надежда Калмыкова и её семья.  Хозяйка Кинермы – замечательный, гостеприимный, неутомимый и душевный человек  всегда ждёт гостей.

   
   

Муллонен, И. Деревня на горе : [о происхождении названия деревни Кинерма] / Ирма Муллонен // ТВР-Панорама. - Петрозаводск, 2013. - 20 февраля (№ 8). - С. 10 Электронная версия

Комментировать


Введите изображённые на картинке символы.