КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

И. К. Инха. «В краю калевальских песен»

| Нет комментариев

Инто Конрад Инха
 

Имя Инто Конрада Инха до недавнего времени было мало известно в Карелии. В последние годы ситуация изменилась. Почему? Попробуем разобраться. 

Инто Конрад Инха (фин. Into Konrad Inha, при рождении Конрад Инто Нюстрём фин. Konrad Into Nyström; 12 ноября 1865, Виррат, Великое княжество Финляндское – 3 апреля 1930, Хельсинки, Финляндия) – пионер финской фотографии, писатель, переводчик и журналист.

В 2013-2014 годах Национальная библиотека Республики Карелия в рамках Программы приграничного сотрудничества «Европейский инструмент соседства и партнерства» (Karelia ENPI CBС) занималась созданием новых образовательных программ с мультимедийным программным обеспечением, интерактивными методиками и арт-объектами.

И. К. Инха, 1891
 

Наиболее разнообразным, востребованным и популярным стал краеведческий культурно-просветительский мультимедийный ресурс «Тропою Леннрота». В составе этого проекта на интерактивной панели представлена фотогалерея уникальных снимков, выполненных финским фотографом и журналистом Инто Конрадом Инха в 1894 году на территории Беломорской Карелии, где за 60 лет до этого Э. Лённрот записывал эпические руны, ставшие всемирно известной «Калевалой». Более 100 фотографий высокого технического и художественного уровня дают возможность увидеть рунопевческие деревни Карелии, жителей деревень, их материальную и духовную культуру. Именно этот проект вызвал всплеск интереса к имени автора снимков.

Афиша выставки
 

Черно-белые фотографии Инто Конрада Инха – это летопись эпохи, написанная светом и тенью. Его работы широко известны публике не только в Финляндии, но теперь и в Карелии. В октябре-ноябре 2018 года в Национальном музее Карелии экспонировалась выставка «Фотоэпос Инха: Карелия минус 124». Почему минус 124? Потому что К. Инха осуществил свою фотоэкспедицию 124 года назад (если считать от 2018-го, когда состоялась выставка). Фотоэпос показывал нам Карелию, какой она была 124 года назад.

Татьяна Бердашева, будучи на то время научным сотрудником Национального музея Карелии, выступила на проекте «Умная пятница» арт-пространства «Agriculture-club» с лекцией «Инха: пионер финской фотографии и велодвижения»

Благодаря нашим партнёрским связям с «Agriculture-club» и молодежно-правовым центром коренных народов «Невонд», который курирует авторские права проекта «Умная пятница. Коренные народы» мы имеем возможность показать вам сегодня видеозапись 2018 года лекции Татьяны Бердашевой.

Через несколько месяцев после этой лекции с радостью сообщаем позитивные новости про книгу И. К. Инха.

Карельский научный центр РАН совместно с фондом «Юминкеко» (Финляндии) задумали беспрецедентную  серию книг «Карелия в записках путешественников и исследователей». Первым выпуском данной серии стала книга Инто Конрада Инхи «В краю калевальских песен». Имя Инхи упоминается чаще всего в связи с фотографиями, иллюстрирующими исторические и этнографические издания. Однако кроме фотографического наследия Инха оставил после себя книгу «В краю калевальских песен». Она впервые вышла в 1911 году на финском языке, несколько раз переиздавалась, но до сих пор не переводилась. И вот в 2019 году вышел перевод финского издания книги, выполненный Р. П. Коломайненом. 

Книга представляет собой описание путешествий Конрада Инхи по Беломорской Карелии в 1892  и 1894 годах.

Сам Инха так сформулировал цели своей поездки: «Русская Карелия, ее природа, население и места его проживания по сих пор описаны мало. Из года в год на эти земли проникают чуждые влияния с востока, юга и запада, постепенно разрушая ту среду, в которой пелись руны «Калевалы»… Поэтому мне хотелось бы попытаться собрать что-то в этой среде, а для этого отправиться в Русскую Карелию с фотоаппаратом...». Фотоаппарат был основным инструментом Инто Инхи, однако его записки тоже чрезвычайно важны для понимания фольклорных традиций Карелии.

Книга «В краю калевальских песен» подготовлена издательством «Периодика», издана в твердом переплете, с большим количеством авторских фотографий при поддержке фонда «Юминкеко» и Карельского просветительского общества. Издание стало достойным началом задуманной серии. Издание поступило в фонд Национальной библиотеки Карелии.

Галерея фотографий И. К. Инха из архива Национальной библиотеки Карелии.

Красивая Тоарие (Дарья) из Ухты
Красивая Тоарие (Дарья)
из Ухты
  77-летний рунопевец Трихво (Трифон) Яманен
77-летний рунопевец
Трихво (Трифон) Яманен
  Выпекание калиток
Выпекание калиток
 

Братья Поавила (Павел) и Трихво Яманен поют руны в Ухте
Братья Поавила (Павел)
и Трихво Яманен
поют руны в Ухте
  За починкой сетей. Бабья Губа
За починкой сетей.
Бабья Губа
 

Маура, плакальщица. Ювалакша
Маура, плакальщица. Ювалакша
 
  Традиционный севернокарельский национальный костюм
Традиционный
севернокарельский национальный костюм
  Традиционный севернокарельский национальный костюм
Традиционный
севернокарельский национальный костюм

Инха, И. К.

В краю калевальских песен : тропой Лённрота по Беломорской Карелии, очерк о земле Беломорской Карелии / И. К. Инха ; [пер. с фин.: Р. П. Коломайнен] ; Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, Фонд «Юминкеко», Карельское просветительское общество. – Петрозаводск : Периодика ; Кухмо : Юминкеко, 2019. – 461, [1] с. : ил. ; 25 см. – (Карелия в записках путешественников и исследователей ; вып. 1]). - Основные даты жизни и творчества И. К. Инхи: с. 450-453. – Список фотографий: с. 454-457. – Список географических названий: с. 458-461.

Комментировать


Введите изображённые на картинке символы.