КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

Чтобы помнили...

| Нет комментариев

Последнее фото
Н. В. Ларцевой.
Автор И. Ларионова
 

Утром 10 марта 2017 года «как рукой сняло» и весеннее настроение, и послепраздничные радости… 

Ушла из жизни Наталья Васильевна Ларцева. Боль утраты усугублялась назойливо крутящимся в голове перечнем дел, которые мы не успели сделать вместе.

Не успели вручить ей цифровую версию аудиозаписи созданного ею сборника «Деревья, к вам иду!: Марина Цветаева», где текст читают автор-составитель Наталья Ларцева и актёр Леонид Владимиров. Не успели показать ей недавно появившуюся в Национальной библиотеке Карелии книгу Б. Мессерера «Промельк Беллы». Не успели подготовить текст и выбрать фотографии для страницы Натальи Ларцевой в Электронной библиотеке авторов Карелии… Мы оказались не готовы к тому, что уже не раздастся её голос в телефонной трубке, рассказывающий о работе над новой книгой, о том как продвигается её работа с архивами и что новое или хорошо забытое старое из этого кладезя сокровищ важно донести до всех. 

И невозможно было соединить цветаевские строки из комментариев в социальной сети с нашей активной, неутомимой Натальей Васильевной: «Два цветка ко мне на грудь / Положите мне для воздуху. / Пусть нарядной тронусь в путь, / Заработала я отдых свой».   

Похожие чувства испытали многие друзья, коллеги и почитатели её человеческого таланта.

«Всего несколько недель тому назад мы говорили с Натальей Васильевной (Наташей) Ларцевой по телефону, и она была, как всегда, наполнена Цветаевой и связанными с ней планами, предстоящим в сентябре очередным Костром. Увлеченная, одержимая, она непрерывно жила своими изысканиями, благодаря которым находила все новые аспекты прикосновения к Цветаевой в книгах, статьях, докладах. Ее знали и ценили цветаеведы. А благодаря введенным ею в культурный обиход ежегодным сентябрьским Цветаевским Кострам стала полпредом Цветаевой в Петрозаводске.

Блестящая журналистка, радиожурналистка со своим очень индивидуальным голосом и интонацией.

Несмотря на немощи и нелегкую повседневность, никогда не слышала ее стенаний и жалоб. 

Закончился земной путь, но осталась и останется Наташа Ларцева в нашей памяти высотой духа и преданностью творчеству. Горестная и невосполнимая утрата»

 © Софья Лойтер, литературовед, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Карелия.

8.10.2012. Национальная библиотека Карелии. После моноспектакля «Островитянка».
К 120-летию М. Цветаевой
 

«Наталья Васильевна Ларцева – очень жалею о том, что мы знакомы с нею были так недолго – нас познакомила, разумеется, поэзия Марины Цветаевой. Все наши ставшие традиционными встречи были не настолько многочисленными, насколько могли бы быть. Впрочем, чаще всего, об этом как-то не думаешь, предпочитая радость общения. И «узнавания». По вечной ироничной улыбке при встрече. Происходило это в 2011-м году.  Настоящего человека узнаёшь сразу. По способу мысли.  А вот, по неспособности ранить другого человека, по великодушию, умению прощать и по ряду многих других признаков далеко не всегда это возможно понять сразу.

Но случай Натальи Васильевны – случай особый. Здесь важно всё: наклон головы, умение вовремя прислушаться, или наоборот, сказать что-то важное. Как жаль, что о многом-многом мы так и не успели сказать друг другу.  В здании на Круглой Площади мы с Наталией Антипиной выступали с небольшой программой, одной из многочисленных, составленных по стихам любимого поэта. Искренняя заинтересованность Натальи Васильевны была настолько одушевлённой, настолько подкупила своей прямотой, что в следующий раз мы уже встретились, как давние знакомые.  Нас с живой Мариной Цветаевой разделяло лишь «два рукопожатия». Её – одно».

© Олег Гуреев, композитор, музыкант.

Т. Мошина и Н. В. Ларцева. 1997
 

«С Натальей Васильевной Ларцевой, исследователем поэзии М. И. Цветаевой, мы познакомились осенью 1994 года. Она была давним другом поэта Эрика Александровича Тулина, который в юности занимался в петрозаводской театральной студии (руководителем была бывшая актриса Анисья Ивановна Лапина, мать Н. В. Ларцевой). Он и его жена Алиса Федоровна Холмецкая, моя учительница по 9-й школе, и отрекомендовали меня Наталье Васильевне.

По ее инициативе и благодаря ее добрым отношениям с директором и основателем Александровского литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых Львом Кивовичем Готгельфом к нам в Карельский государственный краеведческий музей привезли выставку «Александровское лето».

Т.А. Мошина, О.А. Белонучкин,
Л.К. Готгельф, Т. Н. Калашник,
Н. В. Ларцева. 1996
Автор фото О. А. Семененко
 
И. А. Костин, Л. Побединская, Л. К. Готгельф,
Н. В. Ларцева, Ю. В. Линник, Э. А. Тулин. 1996
Автор фото О. А. Семененко

На открытии выставки «Александровское лето» в Карельском государственном краеведческом музее.

 
В процессе подготовки нам пришлось часто встречаться и беседовать не только о жизни и творчестве сестер Цветаевых, но и о семье самой Натальи Васильевны и судьбах членов ее семьи. Н. В. Ларцева предоставила тогда на выставку некоторые документы и книги с дарственными надписями (она была лично знакома с Анастасией Ивановной Цветаевой и позже написала о ней небольшую книжечку «Ми шестнадцать мажоров диез»), пригласила на открытие тех, кто любил поэзию Цветаевой, помогла провести вечер поэзии и музыки с участием актрисы Тамары Румянцевой. Эта совместная работа не только духовно обогатила меня, но и открыла для меня многих людей театра, заставила сделать переоценку некоторых событий в нашей истории.
 
Н. В. Ларцева (в девичестве Лапина) родилась в Ленинграде в семье актеров. Но ее мать Анисья Ивановна Лапина родилась в Петрозаводске в семье парикмахера Ивана Григорьевича Рыбкина. В семейном архиве Н. В. Ларцевой, чудом уцелевшем в годы войны, сохранились редкие фотографии деда, бабушки, матери и отца, их сокурсников (среди которых был и ставший позже знаменитым Николай Симонов) и друзей, окончивших Институт сценических искусств в Ленинграде (мастерская Л. Вивьена). О судьбах родителей (ее отец В. И. Лапин был репрессирован, а мать выслана из Ленинграда) и их коллег Н. В. Ларцева рассказала в своей книге «Театр расстрелянный» (Петрозаводск, 1998). Фотографии из семейного архива Наталья Васильевна неоднократно предоставляла для экспонирования на выставках музея, а также для публикаций.
 
Наталья Васильевна Ларцева была инициатором проведения Цветаевских Костров в Петрозаводске, где почти ежегодно стала бывать и я. Когда Н. В. Ларцева начала готовить книгу «Жар Цветаевского Костра: быть или нет стихам на Руси...» (Петрозаводск. 2005), она попросила и меня принять участие. В короткой заметке «Очищающее пламя костра» я с удовольствием вспомнила свои студенческие годы и наше знакомство с Натальей Васильевной.
 
Кроме того, благодаря беседам с Н. В. Ларцевой и дополнительным исследованиям в архиве, появились мои публикации, посвященные стихотворению М. И. Цветаевой «Генералам 1812 года», истории петрозаводского театра и ее родственникам: деду Ивану Рыбкину («Модницам на радость»//Петрозаводск. 1998. 14.08) и дяде Ивану Неволину-Рыбкину («С «Красной звёздочкой» в душе //Вечерний Петрозаводск. 1996. 30.05).
 
Мне отрадно и то, что в периодической печати 1920-1930-х годов и в Национальном архиве РК мне удалось найти несколько статей и документов, раскрывающих некоторые страницы жизни семьи Рыбкиных в Петрозаводске. Каждому документу и выписке Наталья Васильевна радовалась и мечтала когда-нибудь написать о своих бабушке и дедушке, о малой родине предков – Ялгубе. У неё было много замыслов, но болезнь не позволила их реализовать. Надеюсь, что дочь Елена Ларцева, которая всегда была единомышленницей и соратницей матери, сможет продолжить её дело».
© Татьяна Мошина, краевед.
 

Комментировать


Введите изображённые на картинке символы.