КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

Александр Грейсер. Книга «Внутренние болезни в художественной литературе» и её роль в судьбе автора

| Нет комментариев

В интернет-журнале «Лицей», столь популярном среди карельской интеллигенции, в 2015 году появилась публикация «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» Адольфа Григорьевича Островского, кандидата медицинских наук, преподавателя ПетрГУ.

Интересная и поучительная история сорокалетней давности. Герои истории – автор и книга. Преподаватель петрозаводского медфака Александр Евгеньевич Грейсер и выпущенная в свет в 1975 году Государственной публичной библиотекой Карельской АССР книга в 70 страничек. 

Публикация А. Г. Островского поведала о том, как фельетон в республиканской газете «Комсомолец», а затем отклик во всесоюзной газете, появившиеся в виде реакции на это скромное издание, круто изменили судьбу автора.

Ещё раньше эта история с точки зрения её участников-журналистов была упомянута в книге В. Верхоглядова «Журналистика как казус», вышедшей в Петрозаводске в 2014 году, посмотрите фрагмент.

Дабы восстановить справедливость, мы публикуем историю жизни А. Грейсера и электронную копию его издания «Внутренние болезни в художественной литературе»

А теперь слово А. Г. Островскому.

А. Е. Грейсер у себя в кабинете за рабочим столом.
Фото из семейного архива.
 

Александр Грейсер (1933  – 1992) был незаурядной личностью – деятельный, харизматичный, с оригинальным чувством юмора, способный посмеяться над собой и другими, подчас даже обидно, иронично, но при этом был добрым и доброжелательным, наделённым состраданьем к больным.

Родился  в Ленинграде в 1933 году в семье потомственных интеллигентов. Грянула Великая Отечественная война, которая изменила жизнь всех ленинградцев. В подростковом возрасте он много болел. Так сказались война и голод.

Он отлично учился и после окончания школы в 1950 году поступил в 1 Ленинградский медицинский институт имени академика И. П. Павлова (1 ЛМИ). В институте успешно учился. С 4-го курса начал заниматься в Студенческом научном обществе (СНО) на кафедре факультетской терапии, которой руководила профессор Т. С. Истоманова, и этой кафедре оставался неизменно верным в течение многих лет. Всё своё время он посвящал учёбе. Увлекался чтением литературы и поэзии, приобретением хороших книг. После окончания института в 1956 году Александра оставили в клинической ординатуре на кафедре факультетской терапии, которую он окончил в 1958 году.
Придя в ординатуру, он сразу проявил интерес к эндокринологии и начал научную работу под руководством профессора Т. С. Истомановой. К ней, как научному руководителю, приезжало много выпускников института, среди них был И. М. Менделеев, будущий профессор петрозаводского медицинского факультета, с которым Александр познакомился. Будучи в ординатуре, он занимался преподаванием. Летом поехал с группой студентов на целину, где ему очень понравилось. В нём проснулся талант педагога и воспитателя молодых. После завершения ординатуры ему была предложена работа в нескольких ВУЗах – Архангельска, Калинина (Твери) и Петрозаводска. 
Грейсер выбрал для работы Петрозаводск с перспективой преподавания в будущем. Это произошло под  влиянием И. М. Менделеева, с которым Александр близко подружился. В 1959 году он приступил к работе в гематологическом (гематолого-эндокринологическом) отделении Республиканской больницы. Впервые в Карелии была организована новая помощь больным с заболеваниями эндокринной системы.
 
Александр был  неизменно общительным, необыкновенно добрым, отзывчивым, покупал много книг, тратил на книги всю зарплату.  Он  организовал в городе «общество книголюбов» и много занимался им.  Сам был необыкновенно интересным рассказчиком. 
Однажды  к нему в отделение поступила больная из Медвежьегорска с тяжёлым тиреотоксикозом  В. И. Селезнёва, врач по профессии.  Он начал её лечить и выхаживать, очень был озабочен её состоянием. После лечения и операции  они подружились и позже поженились. Она боготворила его и считала своим спасителем. Валентина Ивановна стала Грейсер и с большой гордостью носила новою свою фамилию. Позднее она закончила клиническую ординатуру на медфаке в Петрозаводске и стала заведовать отделением оперативной гинекологии, была хирургом высшей категории. У неё были «золотые руки» и необыкновенно добрая душа.  Среди многих её талантов был и кулинарный – она готовила так вкусно, как никто другой.
 
В 1964 году была  образована кафедра госпитальной терапии, которую возглавил Иридий Михайлович Менделеев. Вместе с ним, после  успешной защиты кандидатской диссертации в 1964 году, по теме тиреотоксикоза начал работать  доцентом А. Е. Грейсер. Он организовал курс эндокринологии и вёл группы студентов, читал им лекции. С момента организации кафедры при ней сразу начало работать Научное студенческое общество (НСО), которым руководил Александр Евгеньевич.  Работа со студентами  доставляла ему особое удовольствие. Он очень много времени посвящал студентам, занимался не только своим предметом, но и заботился об их общем гуманитарном образовании, просвещая молодых в литературе, истории и поэзии, а также в живописи и музыке. Одновременно он продолжал заведовать эндокринным отделением. Студенты и больные просто обожали своего преподавателя и доктора. Он успевал всё: работать со студентами, делать обходы в отделении, следить за лечением больных, повышать квалификацию работающих в отделении врачей и оставаться первым помощником заведующего кафедрой.

А. Е. Грейсер на занятиях с группой студентов.
Фото из семейного архива.
 

Студенты стали главным смыслом его жизни. И вот однажды, занимаясь со студентами в НСО, он предложил им очень интересную тему – проследить, как описаны болезни разных органов и систем человека в художественной классической литературе. Студенты с энтузиазмом взялись делать эту работу, ведь прочитанное в литературе запоминается лучше, чем материал учебника, который нередко написан сухо и скучно. Так группа студентов-энтузиастов взялась отыскивать у классиков описания болезней, чтобы доложить результат в НСО.

Было сделано несколько докладов, которые вызвали большой интерес. Тогда же было решено продолжить и обобщить эту работу, в которой А. Е. Грейсер был организатором и вдохновителем. Было решено обобщить всё наработанное и издать книжку через Публичную библиотеку республики (впоследствии это было Александру Евгеньевичу поставлено в вину, так как он не согласовал издание книги с университетом, где он работал!). Книга была сделана для студентов-медиков как дополнительное пособие. 

Но кому-то это  не понравилось. Так появился фельетон в молодёжной газете «Комсомолец». Началось его обсуждение, и возник скандал с далеко идущими последствиями. А. Е. Грейсер по праву возмутился этим. Было предложено извиниться перед ним, но коллективу газеты извиняться не хотелось, и они отправили книгу дальше, в союзную газету. Ненужный скандал очень омрачил жизнь Александра, который просто хотел повысить общее образование студентов, привлечь их внимание к художественной литературе, пробудить интерес к чтению будущих врачей, чтобы они не замыкались в рамках только своей специальности, а мыслили шире и глубже…
Это событие совпало с изменениями в личной жизни Грейсера. Он полюбил другую женщину и ушёл к ней. Жена очень тяжело переживала это. Она была очень порядочным человеком и любящей женой, но в жизни всё случается. Болела, переживала.... Впоследствии она вышла замуж.
Ещё одна важная коллизия в жизни Александра Евгеньевича, которая требует описания. Он занимался и знал очень обстоятельно и глубоко заболевания щитовидной железы и тяжёлое осложнение этого заболевания – тиреотоксикоз. Результатом явилось крупное исследование, основанное на глубоком знании темы, которое завершилось написанием и защитой докторской диссертацией. Он защитил диссертацию в 1 ЛМИ  и Учёный совет крупнейшего ВУЗа страны единогласно присудил ему докторскую степень. Однако в это вмешивается Перст судьбы. Идёт перестройка ВАКа и диссертацию отправляют на перезащиту в Киев. Там – другая школа и другие подходы к лечению этого заболевания, и Учёный совет того ВУЗа «заваливает» диссертацию. Это был трагический исход очень достойного исследования. По прошествии времени приходится удивляться тому, что Ученый совет 1 ЛМИ не встал на защиту и не высказал своего отношения к возникшей ситуации. Несмотря на то, что прошло уже более 40 лет выводы диссертации не утратили своего значения (один из симптомов, описанных при этом заболевании, вошёл в историю медицины как симптом Грейсера).
По трагическому совпадению в это же время  в Петрозаводском университете началась «травля» доктора – при очередном переизбрании ему припомнили книгу, изменение в личной жизни и не переизбрали на новый  пятилетний срок.
 
В итоге, отличному педагогу, любимцу студентов пришлось покинуть факультет и оставаться только заведующим отделением. Он стойко выдержал и это несправедливое испытание. Грейсер продолжал работать: лечить больных, учить врачей, повышать их уровень образования, был весёлым, неунывающим, добрым и ко всем лояльным. Впоследствии с бывшей женой сохранял дружеские отношения  до конца её жизни.   
Сам он много болел, но никогда никому не жаловался. Умер он от инфаркта миокарда относительно молодым. 
А. Е. Грейсер был прекрасным человеком, добрым и очень мужественным. Любил самозабвенно свое дело: преподавание и врачевание, был отличным воспитателем молодёжи, книголюбом, гурманом. Добрая память о  нём  всегда остаётся в сердцах людей, знавших его.
Сегодня по прошествии более 40 лет имя Александра Евгеньевича не забыто. При входе в эндокринное отделение Республиканской больницы висит мемориальная доска с надписью: «Александру Евгеньевичу Грейсеру, организатору этого отделения и эндокринной службы Карелии. Работал в Республиканской больнице с 1959 по 1992 гг.»
Пусть небольшим памятником будет и эта книга, созданная его трудом, и в прошлом, не дошедшая до адресатов…
 
© А. Островский 
 
Соавтором А. Е. Грейсера при создании издания «Внутренние болезни в художественной литературе» можно назвать Нину Ивановну Горячеву (1924 – 1996), двадцать лет проработавшую в нашей библиотеке, сегодня это Национальная библиотека Республики Карелия.  Именно она готовила все библиографические списки, вошедшие в издание.
 
Краткая справка о деятельности Нины Ивановны:
  • в 1959-1961 годах работала главным библиографом отдела краеведческой литературы Публичной библиотеки КАССР,
  • в 1963-1971 годах работала заведующей отдела краеведческой литературы Публичной библиотеки КАССР,
  • в 1972-1979 годах работала заместителем директора по научной работе Публичной библиотеки КАССР,
  • в 1979 году присвоено звание Заслуженного работника культуры КАССР.

Работу корректора и технического редактора выполнил Иван Павлович Кушнир, служивший в те годы редактором Публичной библиотеки КАССР.

Сегодня, когда нам известна книга А. П. Зильбера «Врачи-труэнты: очерки о врачах, прославившихся вне медицины», ситуация, подобная описанной выше, вряд ли возможна. 

Анатолий Петрович Зильбер, автор концепции медицины критических состояний, народный врач Карелии, заслуженный деятель науки РФ, учёный с мировым именем, даёт определение: «Медицинский труэнтизм – это плодотворное устремление врачей к полезной деятельности вне медицины». Гуманитарное образование врачей и не только А. П. Зильбер успешно пропагандирует и много об этом в последнее время пишет, утверждая, что культура медицины требует коренных преобразований.

Зильбер  – автор свыше 450 печатных работ, из которых более 50-ти посвящены пропаганде гуманитарной культуры.

А разве не этому  была посвящена и книга А. Грейсера, вышедшая в свет в далёком 1975 году?

Источники:

Михайлова, М. Как Томас Манн связал ожирение с нарушением дыхания : фельетон читателя / М. Михайлова // Комсомолец. - 1976. - 10 февр.

Тумановский, Р. Ты пьешь волшебный яд… : реплика / Ратмир Тумановский // Литературная газета. – 1976. – 17 марта.

При чтении источников по ссылкам пользуйтесь возможностями увеличения и линейками прокрутки вертикальными/горизонтальными.

Комментировать


Type the characters you see in the picture above.