КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

Карельские ёйги: знакомьтесь!

| Нет комментариев

Одним из «уходящих» жанров карельской устной поэзии являются ёйги – импровизационный жанр народной лирики, который был широко распространён в Северной Карелии (Vienan Karjala). В научных сборниках утверждается, что уже несколько десятилетий ёйги не исполняются. Они сохранились только в фондах фонограммархива Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН.

Тем интереснее была встреча сотрудников Национальной библиотеки Республики Карелия с Раисой Ивановной Запрудской, солисткой фольклорного коллектива деревни Вокнаволок близ Костомукши. Смотрите видеозапись встречи, выполненную Н. Хейкиненым.

 
Вы должны загрузить flashplayer чтобы просмотреть видео.

По данным архива Финского литературного общества (Хельсинки), пристальный интерес к карельским ёйгам проявил финский музыковед Ф. О. Вяйсянен. В 1915 и 1918 годах в деревнях Северной Карелии им записаны тексты от десятков исполнителей. Путешествие в 1915 году продолжалось полтора месяца, маршрут дошёл до Вокнаволака. Происхождение слов  «joiku», «joikua» не выяснено. Но Вяйсанен предположил, что рефрен в ёйгах  есть подражание лебединной песне. Лебедь поёт ночью, пение его напоминает голос человека. У саамов лебедь считался духом колдуна. Ёйги были широко распространены у саамов.

Некоторые исследователи считают, что ёйги являются одним из наиболее древних фольклорных жанров. Одним из доказательств древности ёйг являются сответствия, найденные в технике исполнения ёйг и песен обских угров и самодийских народов.  По другому предположению, карельские ёйги образовались в результате слияния карельских причитаний с саамскими ёйгами. 

Ёйги, в основной своей массе, были тематическими. Они составлялись и исполнялись в связи с каким-либо событием или посвящались конкретному человеку. Ёйгой могли приветствовать приход гостей в дом, ёйгали на озере в лодке по пути на рыбную ловлю, на сенокос, в лес за вениками, ягодами. С особым воодушевлением ёйгали женщины, возвращающиеся с хорошим уловом, делились доброй вестью со всей деревней. Излюбленной была молодёжная тематика, часто весёлого, юмористического настроя: «дела и заботы» холостых парней, проводы на службу и радостные возвращения домой, свадьбы.  Существует мнение, что мелодии ёйг близки мелодиям карельских свадебных песен. Особо важно отметить ёйги, посвящённые собирателям фольклора, например тому же Вяйсянену. Есть ёйги о заботах матери, о бедах, постигших дом. Такие горестные ёйги надолго сохранялись в народной памяти.

Ёйги выступают в единстве слова, мелодии и ритма. Исполнение ёйги важно не только слышать, но и видеть.

Несмотря на общность названия и некоторые черты сходства, обусловленные близким соседством, а может быть и генетическими тайнами, ёйги саамов и карелов сильно отличаются друг от друга.  Устная поэзия саамов активно изучается в Скандинавских странах. У саамов в Норвегии, Швеции, Финляндии ёйги переживают эпоху ренессанса.  Карельские ёйги ждут своих исследователей.

Карельские ейги / Карел. науч. центр РАН, Ин-т языка, лит. и истории ; [изд. подгот.: Н. А. Лавонен, А. С. Степанова, К. Х. Раутио]. - Петрозаводск : [б. и.], 1993. - 240 с. : нот., ил. - Текст рус., кар. - Указ. исполнителей: с. 235-237. 

Комментировать


Введите изображённые на картинке символы.