КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

История заселения Карелии с точки зрения археологии

| Нет комментариев

Заглянуть в историческое прошлое человечества ученым помогают различные виды источников, но главные их них вещественные и письменные. Письменность человек изобрел около пяти тысяч лет назад, в то время как сам выделился из царства животных более 2 млн лет назад. Громадный бесписьменный период истории изучает наука археология, которая добывает исторические факты (вещественные источники) в буквальном смысле из-под земли во время работы археологических экспедиций.  Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Следы деятельности человека в древние времена и являются предметом археологии. Археологические памятники группируются в общности - археологические культуры, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.

На основе изучения орудий труда археологи предложили следующую периодизацию древнейшей истории человека: каменный век и эпоха металла. Эти обширнейшие периоды исторического развития подразделяются  на более мелкие.

Попробуем взглянуть на историю заселения территории Карелии сквозь призму археологической периодизации. 

 

Ранний каменный век.  В  эту эпоху территория нынешней Карелии была покрыта ледниками, а в межледниковые периоды - морскими водами.

О населении говорить не приходится. Отступление ледника относится ко времени завершения эпохи палеолита. Благоприятная ситуация для заселения Карелии сложилась 10,5 тыс. лет назад после таяния ледника.

 

Средний каменный век. Возникают условия, приемлемые для жизнедеятельности человеческих коллективов. Появляются первые поселенцы. 

По последним данным, заселение Карелии происходило не с востока  - из Приуралья, как это предполагалось ранее, а с территории бассейна Верхней Волги и Восточного Прионежья.
Археологические памятники представлены поселениями (стоянки, стойбища и т.д.). Самая многочисленная группа поселений этого времени сосредоточена в бассейне Онежского озера, несколько меньше - в юго-западной и северной Карелии. Их месторасположение отражает общее направление переселения первобытных людей с Верхнего Поволжья на берега Онежского озера, а от него - на север, к Белому морю.
Археологи обнаружили около 400 памятников мезолита. Наиболее знаменитый - уникальный Оленеостровский могильник на Онежском озере, самый большой в Северной Европе в эпоху мезолита. Существует предположение карельских археологов,  что северокарельская и онежская археологические культуры генетически различны. На северных мезолитических памятниках не обнаружено следов постоянных жилищ. На берегах Онеги строили жилища, углубленные в землю - полуземлянки.
Некоторые из раскопанных жилищ использовались древними людьми только в зимнее или летнее время, что говорит о сезонных миграциях людей и кочевом образе жизни. Долговременное проживание сложилось у людей на побережье Онежского озера, так как здесь имелась возможность для организации  стабильного рыбного промысла.
В конце мезолита усилилась подвижность коллективов древних людей, проживающих на территории Онежского озера. Орудия труда делали из сланца и кварца, из кости, дерева и кремня. Природного кремня в Карелии почти нет, встречается только южнее широты Петрозаводска, и очень плохого качества. В основном, кремень был привозным из других территорий. Чаще всего поступал путем обмена с территории  северной части Вологодской области.

 

Во второй половине V тыс. до н.э. население Севера Европы научилось изготовлять керамику, посуду из обожженной глины. С этого момента начинается эпоха неолита - нового каменного века.

  С появлением керамики древние люди стали значительно меньше болеть кишечными заболеваниями, передаваемые при поедении сырой рыбы. Вследствии этого возросла продолжительность жизни и численность промысловых коллективов. Именно керамика - самая массовая находка и главный этнокультурный показатель этого периода. Неолит называют также керамическим веком. Для археологов форма, орнаментация и особенности глиняного теста посуды являются главным источником изучения культурных связей древнего населения с ближайшими и дальними территориями, откуда, когда и каким образом появилось население, с кем имело постоянные контакты, ибо глиняная посуда отражает этнографические особенности населения, возможно, даже целого региона.

Наиболее древней керамикой на территории Карелии является керамика типа сперингс, украшенная оттисками позвонков рыбы. Керамика сперингс получила свое название от одноименного населенного пункта в Финляндии. Но больше всего памятников этой культуры найдено в Карелии. По виду керамика сперрингс сходна с ранней неолитической керамикой Волго-Окского междуречья. Очевидно, культуру сперрингс в Карелию принесли с собой новые переселенцы с Верхней Волги. Продвигаясь далее на запад, неолитические поселенцы достигли территории нынешней Финляндии.

Затем археологическую культуру сперрингс сменила культура ямочно-гребенчатой керамики. Ее образцы обнаружены по всей лесной зоне России, вплоть до Украины. Это говорит о формировании культурного единства неолитического населения, о развитости культурно-производственных связей между значительно отдаленными друг от друга областями, о долговременной практике заимствований трудовых навыков между племенами эпохи неолита. В начале IV тыс. до н.э. на территорию Карелии из более южных районов переселяются племена культуры ямочно-гребенчатой керамики. Аборигенное население культуры керамики сперингс , видимо, практически не контактировало  с пришельцами. Можно утверждать, что население пришлой культуры, скорее всего, уничтожило или вытеснило аборигенное население.

Мировую известность получили  наскальные изображения на восточном берегу Онежского озера и в Беломорье – петроглифы, которые были сделаны населением ямочно-гребенчатой керамики.. Эти яркие образцы искусства эпохи неолита признаются учеными свидетельством протописьменности.

 

В эпоху энеолита (медно-каменного века) облик керамики на территории Карелии  кардинально меняется, что связано с переходом местного населения на более совершенную примесь асбеста (огнеупорного материала, с добавлением которого можно было изготовить более тонкостенную посуду).

Медно-каменный век - поздний неолит, переход к эпохе металла связан с изделиями из самородной меди, выполненными холодной ковкой. Но в большинстве своем преобладали каменные орудия, а металл, в силу своей редкости, чаще всего использовался в ритуальных целях в виде подвесок или украшений. Красный цвет меди мог служить оберегом и символизировать красный цвет огня, солнца и крови, без которых жизнь человека невозможна.  Также с помощью медных стежней существенно улучшалась обработка кремня. Постепенно металлическое производство развивается.

Появление янтарных украшений позволяют говорить о связях местного населения с прибалтийскими племенами. Наиболее активно янтарь поступает на территорию Карелии во второй половине III тыс. до нэ. К середине II тыс. до н.э. с приходом на терииторию Восточной Прибалтики и юго-западной Финляндии населения культуры боевых топоров поступление янтаря на север и восток  Европы прекращается. Обмен такими престижными вещами как янтарь в большом объеме мог осуществляться только лицами, хорошо знавшими друг друга, одной культурной и этнической общности. Но племена культуры боевых топоров не поддерживали никаких связей с населением Карелии. Возможно, враждебные отношения стали причиной разрыва связей между этими территориями. Основными средствами передвижения на дальние расстояния в древности являлись лыжи и лодки.

 

Бронзовый век. Вместе с населением из Верхнего Поволжья пришла сетчатая керамика (получившая такое название из-за декорирования сосуда оттисками в виде отпечатков ткани или мелкоячеистой сетки).

Её носители продвигались по территории Карелии в северо-западные районы Фенноскандии, приспосабливались к местным условиям и постепенно попадали под влияние аборигенов. Население с сетчатой керамикой продвигается на север до широты реки Кемь и далее, видимо, не проникает. Признаков влияния асбестовой и сетчатой керамики не наблюдается, что свидетельствует об отсутствии брачных контактов групп населения с этими типами керамики. Возможно , что часть населения с асбестовой керамикой, проживавшая на берегах Онежского озера, под натиском пришельцев была вынуждена переселиться на Кольский полуостров, где последствии была ассимилирована местными племенами. Небольшая часть аборигенного населения, оставшаяся на Западном Прионежье, могла с течением времени быть также ассимилирована пришельцами. Об этом свидельствуют примеси асбеста в наиболее поздних сосудах с сетчатой орнаментацией. Вероятно, от этих племен сохранились самые древние из известных ныне топонимов: Водла, Вожма, Рагнукса и другие. Новые переселенцы - племена железного века восприняли эти названия природных объектов.

 

Поселения железного века имеют непосредственное отношение к возникновению финно-угорских народов.

Протосаамами оставлены культуры железного века на западе и севере Карелии, а этносом, находящимся на стадии формирования и еще недостаточно четко определившимся, - в восточных её районах.  Этногенетические процессы прибалтийско-финского населения, приведшие к становлению предков карел и вепсов, первоначально протекали за пределами современных географических границ республики.

 

На территории Карелии остались следы оригинальных святилищ саамов: сейды, лабиринты, каменные кучи. Но культовое значение этих своеобразных памятников, как и их принадлежность к саамам, оспаривается некоторыми исследователями и требует серьезных научных доказательств.

 

   

Начиная со второй половины I тысячелетия н.э. для обозначения древностей после железного века введена историческая терминология - эпоха средневековья.  Археологи Карелии  считают, что I - начало II тысячелетия н.э. точнее было бы назвать периодом возникновения Древнерусского государства и формирования этносов на Северо-Западе России. Такое название точнее отражает специфику археологических памятников Карелии. Для изучения этого периода времени круг источников существенно расширяется. Помимо  археологических материалов привлекаются письменные источники, как отечественные, так и западноевропейские,  данные лингвистики, топонимики, этнографии и антропологии.

Комментировать


Введите изображённые на картинке символы.