Петроглифы - один из наиболее ярких памятников древней культуры на территории Европейской части России. Петроглифы - слово греческого происхождения, его можно перевести как «резьба по камню». В отличие от рисунков охрой (писаницы), известных в некоторых странах, в том числе в Финляндии, петроглифы Карелии выбиты на горизонтальных или слегка наклонных скалах. Наскальные изображения являются уникальным археологическим памятником, в котором отразились мифологические представления, эстетические предпочтения, ценностные ориентиры древних жителей Севера. Выбитые на камне рисунки, являющиеся современниками египетских пирамид, так же как и пирамиды - одновременно просты и сложны для нас, доступны и «закрыты», также загадочны... Знакомство с ними открывает нам таинственный мир первобытного человека - охотника, шамана, воина, мир магии и мифов.
Первые петроглифы Белого моря (Бесовы Следки), открыты в 1926 г. студентом Ленинградского географического института А. М. Линевским. В последующем, крупные скопления петроглифов в этих же районах были открыты российскими археологами В. И. Равдоникасом, Ю. А. Савватеевым. |
Открытие новых рисунков продолжается. Так, в 1986-1993 годах Эстонским обществом изучения первобытного искусства (рук. В. Пойкалайнен) открыта крупная группа петроглифов в устье реки Водлы, в 18 км севернее мыса Бесов Нос.
В 2006 году экспедиция Карельского государственного краеведческого музея под руководством А. М. Жульникова открыла новую группу наскальных изображений на Белом море.
В 2008-2009 годах археологическая экспедиция Петрозаводского университета под руководством А. М. Жульникова открыла и исследовала на восточном берегу Онежского озера четыре новых плиты с наскальными изображениями.
На Онежском озере насчитывается более 1300 различных изображений, в Прибеломорье их более 2000. По последним данным наскальные изображения Карелии созданы 6-5 тысячелетий назад.
Древние изображения во всех случаях располагаются у кромки берега на пологих скалах, иногда имеющих естественный красноватый цвет. В момент выбивки рисунки хорошо выделялись в виде пятен белого или розоватого цвета на сером, красноватом или совершенно черном фоне скалы. Проходило всего несколько десятков лет с момента создания рисунков и цвет рисунков начинал блекнуть, они постепенно начинали сливаться с окружающим фоном (проверено экспериментальным путем).
Когда солнце опускается за горизонт, петроглифы мгновенно «исчезают». Вновь перед нами совершенно пустая, безжизненная поверхность камня. Это явление, называемое иногда исследователями эффектом «первобытного кино», производит сильное впечатление даже на современного человека. Можно представить, что чувствовал древний человек, когда он видел подобное, волшебное для него зрелище.
Древние рисунки располагаются в удивительно живописных местах. Особенно выделяется группа наскальных рисунков мыса Бесов Нос, где на его оконечности расположены симметрично три гигантские фигуры - беса, выдры(ящерицы) и налима (сома). Считается, что это самые древние рисунки, давшие импульс для всего наскального творчества на Онежском озере. Оконечность Бесова Носа далеко выдается в озеро. Если встать здесь, у кромки берега, то возникает ощущение, что ты находишься на самом краю земли, так как отсюда совершенно не виден противоположный берег озера.
Иногда, в конце августа, на оконечности Бесова Носа можно увидеть, как огромный красноватый шар солнца постепенно опускается в воду, а с противоположной стороны из озера поднимается почти такая же яркая, большая, совершенно круглая луна.
Только сравнивая группы петроглифов между собой можно будет приблизиться к расшифровке уникальных посланий, оставленных нашими далекими предками.
По мнению ряда ученых петроглифы целиком и полностью являлись воплощением охотничьей магии, изображениями вполне реальных зверей, птиц, предметов.
Другие исследователи увидели в наскальных изображениях Карелии не только реалии окружающей первобытного художника природы, сколько сложный мир символов, отражающих мировоззрение первобытного человека.
Наскальные изображения служили своеобразным «иконостасом» древних святилищ, являвшихся центрами духовной жизни и практики первобытных общин. Здесь могли периодически совершаться праздники и церемонии, в изобразительной форме хранился и предавался из поколения в поколение накопленный опыт, связанный с развитием мироощущения и мировосприятия древнего человека.
Использованы иллюстрации следующих изданий:
Жульников, А. М. Петроглифы Карелии : образ мира и миры образов / А. М. Жульников ; Карел. гос. краевед. музей. - Петрозаводск : Скандинавия, 2006. - 222, [1] с., [4] л. цв. ил. | ||
Семененко, О. А. (1949). Карелия. Преображение камня : фотоальбом / Олег Семененко ; авт. текста Д. Вересов ; [пер. на англ. Ю. Парусова]. - Петрозаводск : Лукоморье, 2009. (Москва : Альфа-Дизайн. - 159 с. : фот. ; 33 см. - Текст парал. рус., англ. Издание – победитель конкурса «Книга года Карелии 2009» | ||
Zhulnikov, A. Äänisen kalliopiirroksia / Alexander Zhulnikov ; kuv.: Oleg Semenenko ; toim.: Oili Räihälä ja Svetlana Zhulnikova ; kään.: Ljubov Kolomainen ja Johannes Hidman. - [Finland] : Pohjois-Karjalan museo : ILIAS, 2009. - 108 с. : ил. |
Если собираетесь на Беломорские петроглифы, то последняя и достоверная информация находится здесьhttp://vk.com/zalav Тел ежедневного смотрителя петроглифов летом +7921 016 5716