Саги, как правило, описывают естественный для норвежцев северный морской путь в Bjarmaland.
По крайней мере, три сюжета саг четко связывают Bjarmaland с рекой Виной:
– битва Эйрика Кровавая Секира у реки Вины по Саге об Эгиле;
– битва Харальда Серая Шкура на берегу Вины по висе скальда Глума Гейрасона и «Кругу Земному» Снорри Стурлусона;
– ограбление капища бьярмийского божества Йомали на берегу Вины в «Круге Земном» и ряде саг о древних временах.
Вина (Vina) – Северная Двина по мнению подавляющего большинства исследователей.
Сколько же копий сломано в дискуссиях о том, существовала ли таинственная Биармия или это фантом, химера человеческого воображения. Тем неожиданнее было появление в литературном пространстве Карелии пьесы Е. Сойни «Оставайся в Биармии».
– Елена Григорьевна. как родилась идея написать пьесу, что этому предшествовало? По материнской линии наш род восходит к древнему населению Севера. Моя мама из Холмогор, поэтому финно-угорские названия тех мест были мне знакомы. Ещё в детстве я прочла в записках Велимира Хлебникова о Бьярмском царстве. О Бьярмии писал Д. Бубрих во вступлении к «Калевале», во многих книгах упоминалось о поездках скандинавов к берегам Белого моря. Словом, о том, что такая древняя страна существовала, я знала давно. Раз это выдумка древних сочинителей саг, то мне захотелось обратиться к историческим хроникам и художественной литературе, и постепенно возникала убежденность на уровне ощущений, что и Биармия, и поездки скандинавов в Биармию – все это непременно существовало. Широко известно сообщение некоего Оттара (жителя Халогаланда, самой северной провинции Норвегии), записанное в IX веке королем англосаксов Альфредом Великим. Запись содержит подробное описание маршрута из Халогаланда еще дальше на север в землю бьярмов. Эта историческая хроника – вполне уважаемый, ценный источник. |
Известен такой поэт-скальд Глум Гейрасон (Глум, сын Гейри), у него много стихотворений, написанных в конце Х века о поездках викингов, конунгов в Белое море:
Вождь наипервейший |
– Действительно, считается, что в поэзии скальдов невозможно обнаружить ни следа художественного вымысла, скальды только сообщали факты, непосредственными свидетелями которых они были. Все свои усилия они направляли на создание совершенной и сложной формы своих песен, а содержанием служила окружающая их действительность.
Я давно пришла к выводу, что исторические события хорошо известны потомкам, если они воспеты. Если бы М. Ю. Лермонтов не написал «Бородино», вряд ли сегодня для нас это слово стало бы таким значимым. Без «Слова о полку Игореве» для нас также многое из нашей истории осталось бы неизвестным.
Бьярмами их назвали норвежские викинги. Бьярмы торговали пушниной с норвежцами и ильменскими славянами. Важнее всего для меня было показать синтез. Бьярмами могло быть любое финно-угорское племя, любой народ, не столь важно какой, или все народы вместе, но в разное время. Вполне возможно, что в разное время здесь жили разные народы, торговавшие мехами. Важно, что финно-угорское племя существовало, вело торговлю с норвежцами и славянами. Наряду с торговлей существовали и вражда, и войны.
В этом месте соединились все культуры: и финно-угорская, и скандинавская, и культура ильменских славян.
Скандинавы не просто приезжали, грабили и покидали эти места. Они оставляли там великолепное наследие, имели своих жен.
– То есть, четверостишие Глума Гейрасона и послужило поводом для сюжета пьесы? И, естественно, десять лет поиска и изучения всех доступных источников о Бьярмии?
Просто используя известные сюжеты, невозможно было получить тот результат, к которому я стремилась. Я этим, действительно, горела.
Прежде всего, я нашла своего героя. Это был поэт, Глум, сын Гейри. В пьесе он предстает как Эйнар Веселый Скальд – воин Харальда Серая Шкура.
Мне помогало погружение в древнескандинавскую поэзию, в ее образную систему, в то, насколько она была востребована и какого она была уровня. Я считаю, что эта поэзия – одна из высочайших по своему художественному проникновению. Рядом можно поставить, может быть, поэзию Великой Отечественной войны, когда сами поэты погибали, а своим творчеством вдохновляли народ, либо, например, древнекитайскую поэзию Ли Бо, Ду Фу. Не случайно викинги в походы брали с собой поэтов. Роль поэта, который мог воспеть победу конунга, была очень важна.
– Известно, что хвалебные песни скальдов приносили автору не только достаток и покровительство монарха, но и позволяли избавиться от наказания...
– Приходилось читать, что в древности норвежские женщины не были принижены и бесправны. Саги рисуют облик многих властных женщин, державших семью в своих руках и пользовавшихся уважением жителей всей округи.
Да, скандинавские женщины участвовали в походах, могли возглавить отряд, с ними, действительно, считались, но они оставались женщинами, желающими любви, признаний, песни поэта. Они хотели быть воспетыми.
Словом, так жило во мне это наследие трех культур, к которому я себя тоже причисляю. В пьесе все завязано на этом. Было интересно погрузиться в культуру древнего прафинно-угорского народа, с которым вступали в контакты древние скандинавы. И очень важным для меня было присутствие в Бьярмии ильменских славян. Чем их притягивала эта земля? То ли здесь был хороший рынок, где можно было найти сбыт для своих изделий и купить меха, то ли их привлекала желанная вольница, простор, красота, то ли какая-то особая тайна северной земли? Она существует, эта тайна. Не случайно поэты, писавшие о Севере, что Константин Случевский, что Николай Гумилев, говорили о загадке и тайне этих мест, о средоточии здесь каких-то сил, интересных явлений. Возможно, Север – место, открытое для слияния природы и человеческого духа, место, где люди договорились о сосуществовании, и сегодня мы имеем наследие многих культур в едином населении этих земель. |
– Спасибо, Елена Григорьевна! Замечательно, что Ваша пьеса обрела достойную сценическую жизнь, став основой для национальной рок-оперы «Бьярмия». Беседу вела Г. Галаничева, сотрудник НБ РК. Использованы иллюстрации к пьесе |
Библиография:
1. Джаксон, Татьяна Николаевна. Исландские королевские саги о Восточной Европе:(С древнейших времен до 1000 г.) : Тексты,перевод,коммент. / Рос.АН,Ин-т рос.истории. - М. : Наука, 1993. - 303с. - (Древнейшие источники по истории народов Восточной Европы). - Библиогр.:с.266-290.-Указ.имен.,этногеогр.:с.291-300.
2. Мейнандер, К.Ф. Биармы / Карл Ф. Мейнандер // Финно-угры и славяне : Доклады первого советско-финляндского симпозиума по вопросам археологии 15-17 нояб. 1976 г. - Л., 1979. - С.35-40.
3. Джаксон, Т. Н. Бьярмия, Древняя Русь и «земля незнаемая» : (несколько замечаний о методике анализа сведений исландских саг) / Т. Н. Джаксон // Скандинавский сборник / Тартус. гос. ун-т. - Таллин, 1979. -[Вып.] 24. - С. 133 - 138.
4. Киркинен, Х. О связях биармов и Скандинавии в средние века / Х. Киркинен // Скандинавский сборник / Тартус. гос. ун-т. - Таллин, 1981. -[Вып.] 26. - С. 87 - 97.
5. Леонтьев, А. Биармия: северная колыбель Руси / Александр Леонтьев, Марина Леонтьева. - Москва : Алгоритм, 2007. - 253, [2] с. : ил. ; 20 см. - (Древнейшая история Руси). - Библиогр. в конце кн. и в подстроч. примеч.
СОГЛАСНА С УТВЕРЖДЕНИЕМ, ЧТО СЕВЕР ЭТО СЛИЯНИЕ ВЫСОТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА И ВОЛНУЮЩЕЙ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ. ЭТО ДРЕВНИЙ КОД РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
МНЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ЧТО ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА НЕ ПРОСТО ПИШЕТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СТИХИ, МЫ ХРАНИМ В ЭССОЙЛЕ ПАМЯТЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ ЕЕ СБОРНИКОВ,НО РАДЫ ЕЕ НОВЫМ ТВОРЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДУШИ И МЫСЛИ.
хороший текст!!!