КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

Русские в Карелии

| Комментариев: 3

Русские являются одним из крупнейших по численности этносов мира. Современная численность русских оценивается примерно в 147 млн. человек.
При этом русские - крупнейший в мире разделенный этнос. За границами России, по приблизительным подсчетам, численность русских составляет 30-31 млн. человек.
 

Русские - крупнейший по численности народ в Российской Федерации (около 116 млн. человек, т.е. почти 80% общей численности населения).
 

Численность русских и их доля в населении Карелии являются одними из самых высоких среди республик в составе Российской Федерации.

В чем своеобразие русских, проживающих на территории нашей республики?

 

 

С таким вопросом мы обратились к Вячеславу Алексеевичу Агапитову, председателю Карельской региональной общественной организации «Русский Север», уроженецу Заонежья. Вот что он нам ответил.

Национальный характер севернорусского населения

Особенности жизни в условиях приполярного Севера сформировали особый тип людей, включая такие самобытные группы населения как поморы, заонежане, водлозеры и т.д.

На северных просторах возник тот образ жизни, при котором в основном удовлетворялись потребности человека, при этом сами эти потребности не вступали в явное противоречие с природным окружением. Суровый климат, военное пограничье, тяжелейший труд на земле, риск на охоте и рыбной ловле породили тип личности, характерными чертами которого являются решительность, самообладание, солидарность, взаимопомощь, деликатность, радушие и гостеприимство.

Великий Новгород и Ладога закрепили на Русском Севере демократические начала, культуру, значительную грамотность населения, что в известной степени является продолжением традиций народов циркумбалтийского региона.

У нас на Русском Севере свершилась своеобразная личностная селекция, что в известной степени объясняется такими обстоятельствами, как отсутствие основных мерзостей крепостничества и сохранение в здешней среде свободолюбивых традиций Великого Новгорода. Здесь выковывались сильные характеры, способные к восприятию героического мира старины (былин) и соответственного образа мышления.

«Обстоятельства жизни сложили из нашего северного жителя весьма симпатичный тип» (А. И. Иностранцев)

«Глубокая правдивость, верность данному слову, трудолюбие, доверчивость, гостеприимство» (А. В. Елисеев)

«Женщины нередко работают не только не хуже, но даже лучше и скорее» (А. Я. Ефименко)

«Народ... отнюдь не ленив и, напротив, того, в деле задорист». (В. Н. Майнов)

«В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности с первого взгляда были заметны спокойная сила и сдержанность» ( П. Н. Рыбников о Т. Г. Рябинине)

«Слово гордость не исчерпывает характера Рябинина: к ней присоединяется деликатность, так что это свойство в нем следует назвать уважением к самому себе и к другим. Для характеристики этого самоуважения расскажу здесь случай из его жизни: один из полицейских чиновников прежнего времени попросил с него взятку за какое-то дело: Рябинин не дал. И случилось чиновнику этому проезжать через деревню Середку. Как он завидел Рябинина, так и бросился к нему с поднятыми кулаками; Трофим Григорьевич спокойно отстранил его от себя и заметил ему суровым голосом: Ты, Ваше благородие, это оставь; я по этим делам никому еще должон не остался» ( П. Н. Рыбников о Т. Г. Рябинине)

«Да и челом не бью» (И. А. Федосова)

«Умение делать всякое дело с любовью к нему» (М. Горький о Федосовой И. А.)

«Отрадно видеть северно-русского крестьянина... отрадно его видеть самого по себе; тяжело видеть обстановку, в которую он поставлен природою... Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал: он поражает путешественника столько же своим радушием и гостеприимством, сколько отсутствием корысти. Самый бедный крестьянин, у которого хлеба не достает на пропитание, и тот принимает плату за оказанное одолжение, иногда сопряженное с тяжелым трудом и потерю времени, как нечто такое, чего он не ждал и не требует. Он садится в лодку гребцом, работает веслом часов 15 кряду, не теряя до конца хорошего расположения духа и своей прирожденной шутливости». (А. Ф. Гильфердинг)
 

Примечания модератора сайта.

Александр Александрович Иностранцев (1843-1919),  русский геолог, член-корреспондент Петербургской АН. Основные работы его работы были посвящены геологическому исследованию севера Европейской России. Описал стоянку первобытного человека в районе Ладожского озера.

Александр Васильевич  Елисеев  (1859 -1895) -путешественник и антрополог. Изучал Север и Северо-Запад европейской России, путешествовал по Швеции, Норвегии и Финляндии. Получил широкую известность как исследователь Малой Азии и Африки.

Александра Яковлевна Ефименко (урожденная Ставровская) (1848 – 1918). Выдающийся русский историк и этнограф, первая женщина, получившая степени русского доктора истории. Занималась историко-этнографическим исследованием населения Севера России, а после переезда в 1879 - Украины.

Владимир Николаевич Майнов (1845 - 1888) - писатель-этнограф, один из первых русских исследователей, обратившихся к антропологическому изучению некоторых народностей России.

Павел Николаевич Рыбников (1831 -1885), русский фольклорист, этнограф. Во время ссылки в Олонецкой губернии (1859 – 1867) записал уникальные памятники народного творчества, которые составили знаменитый сборник «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым».

Трофим Григорьевич Рябинин (1791-1885) – выдающийся знаменитый сказитель Заонежья. П. Н. Рыбников и А. Ф. Гильфердинг записали от него наибольшее количество былин. Творчество Рябинина получило всемирную известность.

Ирина Андреевна Федосова (1827-1899) – уникальная сказительница Олонецкой губернии.  Многочисленные плачи, былины, песни, духовные стихи в исполнении Федосовой записали в 60-90-е гг. XIX в. Е. В. Барсов и др. фольклористы. Федосова была одной из ярчайших народных поэтесс России, ее импровизации получили всеобщее признание.

Гильфердинг Александр Федорович (1831-1872). Русский славяновед, историк и фольклорист. Былины, записанные во время фольклорной экспедиции 1871 г. в Олонецкую губернию, составили сборник «Онежские былины». Зимой 1871-1872 гг. организовал знаменитые выступления олонецких сказителей  в Петербурге.

Комментариев: 3

От модератора сайта: активный посетитель нашего сайта Григорий Борисович Салтуп разместил в комментарии свою статью, многажды опубликованную на различных интернет-ресурсах. Строго соблюдая правила, предъявляемые поисковыми системами к сайтам, мы стараемся НЕ ДУБЛИРОВАТЬ чужие публикации. Поэтому статью Г. Салтупа
«Фальшивый юбилей»
из журнала «МОСКВА», № 10, 2010 год предлагаем посмотреть по ссылке
http://www.moskvam.ru/zhurnal/publication/?id=215

По поводу приписки автора комментария

P.S. Интересно, сколько минут провисит моя статья на этом РУСОФОБСКОМ САЙТЕ?

можно заметить, что в разделе нашего сайта «Как писать комментарии» сформулировано правило «сетикета»: исключить оскорбления, уважать честь и достоинство всех народов и каждого человека.
Григорий Борисович, напоминаем Вам это правило еще раз.

Спасибо огромное за Ваш отклик и предложенную помощь! Комментируя приведенные Вами цифры, могу сказать, что на мероприятиях Беломорского и Кемского районов в Национальной библиотеке Республики Карелия, проходивших в ноябре этого года, выяснилось, что многие поморы во время переписи просто не знали, что могут своей национальностью назвать помор, все записывались русскими.
Обязательно будем готовить наше население к переписи 2010 года и размещать разъясняющие материалы! Заглядывайте на наш сайт, уже в работе материалы Центра поморской культуры.

тревожит судьба поморов, проживающих в Беломорском, Кемском Лоухском районах Карелии
Оказывается, согласно переписи 2002, в Архангельской области проживает 6295 поморов,
в Коми - 11
в Карелии -13
Ненецкий ао - 6
Вологодская область - 4
Ленинградская - 1
в Питере- 16! (сравните с Карелией)
в Московской области 9
в Москве 10 (по-русски не изъясняется 1)
да, еще в Ивановской области 11 и 4 в Тульской ну и по 1-4 человека повсюду - на Ставрополье, в Башкирии и т.д.
Очень надеюсь увидеть здесь материалы о поморах. пусть потомки этих мужественных людей знают свои корни, гордятся ими. Если потребуестся моя помощь, готова принять участие в сборе и публикации материалов о Карельском Поморье

Комментировать


Введите изображённые на картинке символы.

Последние записи

Последние комментарии

Григорий Салтуп: От модератора сайта: активный посетитель нашего сайта Григорий Борисович Салтуп читать дальше
Модератор сайта: Спасибо огромное за Ваш отклик и предложенную помощь! Комментируя приведенные читать дальше
Татьяна Титова: тревожит судьба поморов, проживающих в Беломорском, Кемском Лоухском районах Карелии читать дальше