Вепсы - коренной народ Северо-Запада России. По языку вепсы относятся к прибалтийско-финским народам и наиболее близки к карелам, ижоре и финнам. Включены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ ( 2000 г.), перечень коренных малочисленных народов Севера РФ ( 2006 г.). По последней переписи РФ ( 2002 г.) вепсов насчитывалось 8270 человек, из них в Карелии - 4870 (59%), причем городское вепсское население преобладает (3238 человек) и большинство горожан-вепсов (2715 человек) проживает в столице республики - г. Петрозаводске. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге учтено 2319 вепсов (28%), в Вологодской области - 426 человек (5%).
Материалы о вепсах подготовлены Зинаидой Ивановной Строгальщиковой, председателем Общества вепсской культуры, кандидатом исторических наук. |
В 1897 г. вепсов насчитывалось 25607 человек, из которых 7262 проживало в Карелии (Шелтозерскобережная волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии), остальные в расположенных южнее - Лодейнопольском уезде Олонецкой, Тихвинском и Белозерском уездах Новгородской губернии. Почти все вепсы являлись крестьянами. К другим сословиям относились 22 чел.: 7 потомственные дворяне, 3 - почетные гражданине, 5 - лица духовного звания и 7 - мещане. Постоянными жителями городов являлись 24 человека. По вероисповеданию вепсы - православные.
После административного переустройства страны в 1920-1930-х гг. разделение вепсской территории сохранилось. В 1924 г основная часть Шелтозерскобережной волости вошла в Карельскую АССР. Остальные вепсские земли с 1927 г. - в Ленинградскую область. В сентябре 1937 г. часть вепсской территории из Ленинградской области передана в Вологодскую область.
Этнонимы. До революции вепсов в Олонецкой губернии называли чудью, в Новгородской - чухарями. Русские соседи называют вепсов также кайванами. Этноним вепс (мн.ч. вепсы), основанный на самоназвании vepsläine, bepsläine, известном части южных и средних вепсов, утвердился как официальное название народа в 1920-е годы. Северные, а также часть средних вепсов используют самоназвание lűdinik, а среди южных закрепилось заимствованное из русского языка čuhar'.
Происхождение и этническая история вепсов. Вепсы сформировались в первой половине I тыс. н.э. из местного прибалтийско-финского («чудского») населения, основу которых составили племена весь и чудь, в Межозерье -пространстве между Онежским, Ладожским и Белым озерами. Довепсское население края по топонимическим исследованиям принадлежало к древним саамам. Повесть временных лет (862 год) указывает весь и чудь в числе участников военно-политического союза, ставшего основой для образования древнерусского государства («Сказание о призвании варягов»). Полагают, что ядро древних вепсов сложилось в верховьях рек Суды, Ояти и Паши, откуда они позднее разновременными потоками заселяли Межозерье.
Древние вепсы, заселившие Олонецкий перешеек, смешались с карельскими переселенцами. К ХVII веку они подверглись «карелизации», что привело к сложению двух этнодиалектных групп карелов - ливвиков и людиков. Продвижение славян на Север в начале II тыс.н.э. по водным путям, ранее обжитым древними вепсами, вело к обрусению расположенных вблизи них вепсских поселений и миграции отдельных групп в северном и в восточном направлениях. В XIV в. часть вепсов из Присвирья заселила юго-западное побережье Онежского озера. Первые сведения о бытующих и ныне вепсских селах Карелии (Шокша, Шелтозеро, Рыбрека) содержат писцовые книги 1496 и 1563 годов. Относительная изолированность прионежских вепсов от основного массива вепсских поселений сложилась недавно. По спискам населенных мест Олонецкой губернии за 1873 год население присвирских деревень по реке Ивине учитывалось как «обруселая чудь».
Вепсы, оттесненные славянской колонизацией за пределы Межозерья, приняли участие в этногенезе коми-зырян и северновеликорусов.
Мои предки возможно были вепсы проживали до 1929 года в деревне Уйминово Белозерского узда .Сейчас этой деревни нет но очень бы хотелось найти хоть что нибудь о них и о деревне Хотелось бы узнать какие они были вепсы