КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

Послесловие к конкурсу «Краевед-2014»

| Нет комментариев

Завершился республиканский конкурс научно-исследовательских работ «Краевед-2014», организованный Национальной библиотекой  Республики Карелия при содействии Карельского института развития образования, Карельского научного центра, Национального музея Республики Карелия. Осталась позади сложная и напряженная работа организационного комитета и жюри конкурса: подведены итоги, 21 мая 2014 г. в Национальном музее состоялась церемония награждения победителей.  В конкурсе участвовали люди разных поколений, наибольшее число работ пришло, конечно, от школьников. Уже улеглись страсти, самое время рассказать о  некоторых школьных работах, представленных на конкурс.

Самые юные участники конкурса – ученики 3 и 4 классов Эссойльской школы Макаров Илья (представил работу «Сямозерский рыбак») и Максимов Максим (работа «Династия лесозаготовителей) и ученики 3 и 4 класса Поросозерской школы Полтавец Роман,  Артемьева Арина, Осипов Владислав. Они представили работы по изучению растительного мира Карелии – вечнозеленых растений, грибов-трутовиков и лишайников.

Ученик 4 класса Беломорской средней школы № 3 Сергей Головин выпустил целую книжку под названием «Путешествие по родному городу». В ней он описал путешествие по районам и улицам города и рассказал об их истории, о городских памятниках и памятных досках. А ученик 5 класса 14 школы Петрозаводска Роман Косенков  посвятил свою работу истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны. И Сергей Головин и Роман Косенков стали победителями конкурса. Надо отметить, что работы, в которых ребята изучали истории своих семей, своих близких, своего рода оказались наиболее трогательными, очень личными. Через историю своей семьи ребята приобщались к очень сложной, порой трагической истории нашей страны и могли ощутить себя частью истории, что очень важно в формировании национального самосознания.

 
Сергей Головин
Роман Косенков

Интересные этнографические исследования представила на конкурс ученица 8 класса Поросозерской СОШ Осипова Елизавета. Одно ее исследование было посвящено рыбацким обычаям Сегозерья, о которых ученица не просто узнала из книг и Интернета, а собрала рассказы местных жителей о поверьях, связанных с рыбалкой. Ее информаторы – жители поселка Гумарино и с. Сельги разного возраста, которых объединяет любовь к рыбалке и знание тонкостей рыбацкого дела. Вторая работа  получила наибольшее количество баллов у всех членов жюри и была посвящена исследованию рукавиц. «Рукавица-невеличка - очень важная вещица» - так называется ее работа. Юная исследовательница изучила все виды рукавиц, которые используются в Карелии, в том числе рыбацкие рукавицы, сшитые одной спицей, рабочие рукавицы, детские и женские рукавицы. Действительно, оказалось, что видов рукавиц огромное множество и все они очень нужны, просто необходимы в быту.
 
Интерес вызвала работа ученицы 6 класса Владлены Титовской «Изба построена на века» из Заозерской школы. Книг, посвященных истории деревянного зодчества в Карелии огромное множество, и, казалось бы, что можно нового написать, если уже есть книги таких маститых авторов, как А. В. Ополовников и  В. П. Орфинский. Владлена, однако, вместе с педагогом нашла свою нишу в исследовании - она изучила типы построек в своем родном селе Заозерье и выяснила, что из трех типов построек - «брус», «кошель», «глаголь» - в селе Заозерье распространены только дома типа «брус». 
 

Участница конкурса Екатерина Христодорова из Гимназии № 37 получила золотой билет в Национальный музей
 
Среди старшеклассников особенно интересными показались две работы – учащихся Сортавальской средней школы № 7  из п. Хелюля  Дианы Ильченко и Кирилла Матвиенко «Никто не забыт! Ничто не забыто!»  и исследовательский проект Кристины Потеряевой из Шелтозерской средней школы «Не умолкнут звуки кантеле». В первом исследовании ребята рассказали о судьбах земляков из поселка Хелюля, участвовавших в Великой Отечественной войне.  Более 60 человек ветеранов войны жило в разные годы в поселке Хелюля. С некоторыми ребятам удалось встретиться, про некоторых они узнали от родственников и из семейных архивов. Все, что они смогли разыскать через 70 лет после освобождения Карелии, ребята изложили в своей работе.

 
Работа «Не умолкнут звуки кантеле» посвящена исследованию народного инструмента и сравнению вепсского и карельского кантеле. Исследовательница составила даже обобщающую таблицу отличительных особенностей вепсского и карельского кантеле, из которой мы узнаем, например, о различиях в технике изготовления народного инструмента. Карельское кантеле изготавливалось долблением, а вепсское – выжиганием.
 
Кроме печатных работ на конкурс были присланы мультимедиа исследования. Ильинскому погосту Водлозерского национального парка посвящен видеофильм «Святые земли Водлозерья» ученицы Пудожгорской школы Дарьи Белкиной. Как пишет сама Дарья в аннотации к своей работе, данный фильм был создан после посещения национального парка «Водлозерский» в июле-августе 2013 г. «Посещение было семейным, мы давно мечтали побывать на Ильинском погосте. Водлозерье является малой Родиной моего папы, а для него очень дорого это место. Ильинская церковь является уникальным памятником архитектуры 18 века, огромное спасибо всем монахам Водлозерской пустыни, а также национальному парку за то, что вдохнули новую жизнь в эти старые стены».
 
Несмотря на разнообразие тем, можно отметить общую особенность работ, обусловленную самой сутью конкурса «Краевед-2014». Наибольшее количество баллов и наилучшие оценки получили те работы, где школьники обращаются к тому, что им близко, изучая историю и природу  своего родного поселка, улицы, изучают семейные истории, узнают о своих родственниках и земляках, о предметах быта, хранящихся в местном музее или в домашних собраниях. Через небольшие исследования, которые на первый взгляд могут показаться недостаточно серьезными, они приобщаются к  настоящей научно-исследовательской деятельности, учатся делать собственные открытия.
 
Хочется отметить, что ни один из участников конкурса не остался без внимания, организаторы конкурса приготовили подарки и дипломы для победителей, сувениры и сертификаты для всех участников. А руководители школьных исследований были отмечены благодарственными письмами и грамотами. 

Комментировать


Введите изображённые на картинке символы.