Уроженец Хабаровского края, Владимир Михайлович Иваненко более 50 лет живет и работает в Карелии. Он – признанный мастер изобразительного искусства, имеет звание народного художника Республики Карелии и заслуженного деятеля искусств Карельской АССР. Но почему-то остается ощущение недооцененности этого художника. За 50 лет творческой деятельности – не больше десятка статей в периодической печати и два каталога юбилейных персональных выставок. Еще в фонде Национальной библиотеки Карелии сохранилось издание, где Владимир Иваненко проявил себя как замечательный книжный график.
Выставка графического искусства «Высокая печать» экспонировалась в городском выставочном зале Петрозаводска в 2018 году. В экспозиции были представлены произведения заслуженного деятеля искусств Республики Карелия, мастера линогравюры Аркадия Морозова и его ученика, молодого художника Игоря Котукова. Их работы резко контрастны: чёрно-белые ритмы простых вещей и буйство цвета и мысли.
Когда-то в юности мне встретилась в одном из популярных журналов (судя по формату то ли в «Смене», то ли в «Огоньке») удивительная иллюстрация, запомнившаяся на всю оставшуюся жизнь. Огромная волна словно плеснула пеной в лицо смотрящему. Запомнилось и имя автора: Кацусика Хокусай.
С этого момента пошёл отсчёт интереса к японской культуре в целом, к японской графике и поэзии в частности.
Например, явная ассоциация с японским пятистишием, танка («короткая песня»):
Море закрыло
Пенным крылом горизонт.
Соли хлебнула…
Нет под ногами земли.
Морю отдамся навек…
Имя Бориса Равильевича Акбулатова хорошо известно как поклонникам карельского изобразительного искусства, так и карельским книголюбам. Живописец, график, прекрасный художник книги. К его творчеству хочется возвращаться снова и снова.
Спектр творческих интересов Бориса Акбулатова очень широк: станковая графика, книжная иллюстрация, живопись, пастель, бытовой, исторический и пейзажный жанры, натюрморт. Независимо от творческих направлений и пристрастий в центре внимания художника остается жизнь во всех ее проявлениях, человек с его внутренним миром. Свои впечатления художник передает в свойственной ему неторопливой, повествовательной форме, что отвечает характеру и самого мастера с его внутренней сосредоточенностью, неспешностью, тяготением к созерцательности и обобщению.
Владимир родился в 1962 году в Кировской области. В 1988 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. Член Союза художников с 1993 года. Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (2006), член международной федерации художников при ЮНЕСКО.
Он получил известность в нашем городе как автор скульптур на здании Театра кукол и монументально-декоративных панно на фасаде Национального театра.
С небольшой разницей во времени в Музее изобразительных искусств Республики Карелия состоялись две персональные выставки художников – петрозаводчанки Нелли Григорьевой и костомукшанина Виталия Добрынина. Несмотря на разные художественные манеры, обе выставки имеют одно сходство: в них очень много карельских мотивов. Даже не зная подробностей биографии художников, определить их «карельскую принадлежность» не составляет труда.
Так начинает свой рассказ о выставках Музея ИЗО Вера Александровна Ягодкина, главный библиограф отдела национальной и краеведческой литературы и библиографии Национальной библиотеки Республики Карелия. Обратимся к её впечатлению и оценкам.
Основные тематические собрания произведений: «Северный альбом», «У Белого моря», «История Петрозаводска», «Соловки», «Заонежье», «Мифы «Калевалы», «Южные мотивы» (Черноземье) «Финские мотивы» (г. Хельсинки)
Именно так называлась мемориальная фотовыставка, посвящённая Семёну Ароновичу Майстерману (1932 - 2015) и его творческому наследию. Она экспонировалась в Городском выставочном зале Петрозаводска через год после ухода из жизни бессменного в течение последних пятидесяти лет фотокорреспондента ТАСС по Северо-Западу (Карелии и Мурманской области).
Имя его было известно с начала 60-х годов ХХ века не только на территории Карелии, но и на территории всей нашей страны. Лучшие его фотоработы распространялись по миру.
Человек-легенда, выдающийся фоторепортер, член Союза журналистов СССР/России, Заслуженный работник культуры Карельской АССР, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный полярник, медаль «За трудовую доблесть», орден «Почёта», Почётная грамота Президента РФ – это ещё не полный список регалий Семёна Ароновича.
Музей Изобразительных искусств Республики Карелия познакомил общественность с новым проектом – Виртуальной энциклопедией художников Карелии. Теперь, не выходя из дома, каждый пользователь Интернета имеет возможность окунуться в виртуальный мир изобразительного искусства Карелии.
Сортавала - один из старейших городов на территории Карелии, весьма привлекательный для туристов. В этом городе неповторимы и природа, и архитектура. Одна из культурных достопримечательностей Сортавалы - музей частной коллекции Кронида Александровича Гоголева (1926 - 2013), автора многочисленных живописных полотен, деревянных скульптур и скульптурных рельефов в дереве.
«Холсты М. Ш. Юфы являются носителями некоей драматической идеи… Живописец строит свои холсты мощно, рельефно. В работах есть поиск художником своего языка и своего зрителя, переживание времени».
Е. С. Калинин
С 16 мая по 15 июня 2014 г. в Музее изобразительных искусств Республики Карелия открыта выставка работ Народного художника Карелии Михаила Юфы «Маэстро живописи». В экспозиции представлено более 40 лучших произведений художника из собрания Музея изобразительных искусств.
Впервые карельскому читателю имя художника Григора Ауэра стало известно в 2011 году из альманаха «Сердоболь». Здесь в 11-12 номере была помещена статья «Григор Ауер», написанная сотрудником Центральной городской библиотеки Сортавала Натальей Ивановной Зайцевой по материалам книги, изданной о художнике в Финляндии.
Прошло немного времени, и в Музее изобразительных искусств Карелии открылась уникальная выставка «Григор Ауэр. Возвращение в Россию». Уникальная потому, что представленные на ней картины в таком объеме не собраны ни в одном музее Финляндии, а в России работ художника нет совсем. Правнук художника Антти Куусимяки проделал большую работу, чтобы привезти в Карелию картины из музеев изобразительных искусств городов Йоэнсуу и Куопио и из пятнадцати частных собраний.
Михаила Ивановича Фёдорова, старейшего фотомастера Карелии мы всегда знали как приверженца пейзажной фотографии. Немало изданий, иллюстрированных его фотографиями, выпущено в свет местными издательствами «Карелия», «Скандинавия», «Verso»... В свободное от основной, инженерной работы время (он – из первопроходцев, осваивавших вычислительную технику в Петрозаводске в начале 60-х годов прошлого века) Михаил Иванович обошёл с фотокамерой все заповедные уголки Карелии.
Но его персональная выставка «Художник. Время. Художественная жизнь Петрозаводска в фотографиях Михаила Фёдорова», что проходит в Городском выставочном зале Петрозаводска, открыла нам М. И. Фёдорова по-новому.
Мария Юфа, искусствовед:
«Эта выставка – классика карельской фотографии, в истории которой Михаил Фёдоров занимает своё особое место как мастер фотопортрета, тонко чувствующий натуру и умеющий не только профессионально запечатлеть внешний образ, но и раскрыть внутренний мир, творческую индивидуальность своих героев».
«...Завораживающие белые ночи успокаивали и умиротворяли меня, отрадно влияли на моё настроение. Когда перспективы улиц и каналов, деревьев и камней излучают несказанный фантастический свет - душе видится вечность. Сердце переполняется невыразимой красотой светоносной ночи».
Народный художник Карелии, заслуженный художник России
Тамара Юфа
Наступила пора белых ночей, и в этот прекрасный сезон мы хотим вспомнить выставку «Искусство края белых ночей», проходившую в Музее Изобразительных искусств Республики Карелия в прошлом году.
В столице Карелии работает «Аквабиеннале» – V Международная выставка акварельной живописи. История «Аквабиеннале» берёт начало в 2004 году. Проект, нацеленный на развитие, актуализацию искусства акварели и привлечения к ней интереса публики, ценен тем, что оказывает поддержку талантливым художникам из различных уголков России, служит связующим звеном между ними и их коллегами из-за рубежа.
В 2012 году экспозиция выставки разделена территориально. В Городском выставочном зале жюри отобрало работы художников из Ирландии, Финляндии, Литвы и Беларуси и 35 российских городов. Медиа-центре «Vыход» представляет «Акварельные дожди» – работы акварелистов Карелии.
Многообразие имён, жанров, творческих подходов: 160 лучших работ, 93 художника. Старинное искусство акварели живёт, развивается и радует зрителя.
Творчество Александра Трифонова хорошо известно любителям изобразительного искусства Карелии.
Живописец, график. С 1972 года участник республиканских, региональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок. Произведения художника экспонировались в Германии, Японии, Франции, Финляндии, Болгарии и других странах.
Персональные выставки состоялись в Петрозаводске, Швеции, Финляндии. Работы художника находятся в государственных и частных коллекциях России и зарубежных стран.
Член Союза художников СССР (ныне России) с 1977 года. Член Международной Федерации художников ЮНЕСКО. Член профессионального творческого союза «Товарищество «Свободная культура». Заслуженный деятель искусств Республики Карелия. Лауреат премии «Сампо» за 1999 год. Стипендиат правительства Карелии за 2006 год, диплом Российской Академии Художеств за 2006 год.
Александр Трифонов родился 18 апреля 1946 года в г. Люберцы Московской области. В 1972 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина. С этого времени живет и работает в Карелии.
«АРТ-квартет». Так называется новая выставка работ четырех петрозаводских художников, которая экспонируется в Городском выставочном зале. Евгения Веселова, Александр Широкий, Ирина Перегородина и Ольга Икконен – преподаватели художественно-графического отделения Петрозаводского педагогического колледжа, члены Карельского отделения Творческого союза художников России.
Уже более десяти лет радует своими работами не только беломорчан, но и жителей других городов беломорский художник Василий Денисов. Вдохновением для него является, прежде всего, удивительная природа карельского края. Он рассказывает о ней на холсте, и рассказ этот хочется читать бесконечно. Картины, которые создает Василий Никитич, полны света и мудрости, они останавливают тебя тихо и осторожно, позволяя задуматься и отдохнуть душой одновременно. Каждый находит в них что-то свое, особенное и неповторимое…
Работая над интернет-проектом Электронная библиотека авторов Карелии или путешествуя по его виртуальным страницам, невольно обращаешь внимание на издания, которые оформил карельский иллюстратор книги Виталий Наконечный. А когда узнаешь, что эта разнообразная, яркая и необычная, тонкая и точная книжная графика родилась на экране монитора, интерес, тем более, возрастает. Интервью с В. Наконечным.
Ю. Линник, доктор философских наук:
«Нам не нужно объяснений художника. Возможно, его секреты окажутся очень простыми – какое нам дело до них? Ведь главное – мощь впечатления: будто перед нами разверзлось окно в невероятное. Ошеломительно! Мера остранения тут зашкаливает. А это в моих глазах – главное для искусства: генерация новизны. Таковая возможна не только в контакте с надземным, но и в кругу обыденного – надо уметь бросить на него свежий взгляд, усиленный виртуальной линзой».
Автор фотографии - М. И. Фёдоров
| C 20 января по 12 февраля 2012 года в Музее изобразительных искусств Республики Карелия прошла выставка «Фолке Ниеминен и круг его друзей». Фолке Эйнович Ниеминен (1931-2010) – один из ведущих художников Карелии. Карельский период его творчества пришелся на 1960-1980-е годы. Он много работал в жанрах портрета и натюрморта, иногда обращался к пейзажу. Организаторы выставки готовили её с большим пиитетом и любовью, как дань памяти и уважения этому прекрасному художнику и человеку. Выставка размещалась в 7 музейных залах. |
Фолке родился в 1931 году в Петрозаводске. Отец его коренной финн, а мать шведка. Родители, финские коммунисты, в 1930 году переехали в Советский Союз. В 1957 году Фолке окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной и вернулся в Петрозаводск. Он действительно был другом многим известным петрозаводчанам и состоялся как профессиональный художник именно в Карелии.
В собрании Музея изобразительных искусств Карелии в разделах карельского и отечественного искусства представлено большое количество живописных, графических и скульптурных портретов творческой интеллигенции: художников и актеров, писателей и музыкантов. Они составили основу выставки «Богема». Кроме экспонатов из собрания музея на выставке были представлены работы из мастерских художников Петрозаводска и Санкт-Петербурга, а также фотографии, часть из которых специально создавалась для данной выставки. |
В декабре 2010 года Александру Харитонову, особому, знаковому художнику в культурном пространстве Карелии семидесятых - начала девяностых годов ХХ века, исполнилось бы 70 лет. |
Этот юбилей был отмечен в республике. На доме по проспекту Ленина, где располагалась его мастерская, установлена памятная доска. В зале коллегии Министерства культуры республики прошла выставка его работ. |
В Национальном театре уже пятый год проходит выставка «Левое фойе-17. Aquarelia». В этом году она посвящена юбилею Александра Харитонова. Здесь работы мастера демонстрируются рядом с работами его друзей и учеников.
Все жители Карелии наверняка представляют ныне действующий герб нашей республики. Его официальное описание содержится в 13 статье Конституции Республики Карелия. |
Несколько кратких фактов из жизни художника в изложении его коллеги, художника и журналиста, Дмитрия Москина.
Выставка посвящена 60-летию талантливого художника и не менее талантливого педагога. В залах музея экспонируется около сотни неповторимых, ярких произведений 1990-2010-х годов - живопись, графика, объекты, коллажи, абстрактные и тематические композиции, словом, свободное творчество свободного мастера.
Лихачев и Раков проходили эту «гигантскую школу взаимообучения» вместе. Их дружба сохранялась всю жизнь. И оба они остались верны идеалам молодости.
Из воспоминаний Д. С. Лихачева
После освобождения вся жизнь В. Т. Ракова была связана с Петрозаводском. Он работал в строительных организациях, преподавал в строительном техникуме, стал известен в Карелии как инженер-строитель и педагог.
И все эти годы он продолжал развивать свой дар рисовальщика, юмориста, эрудита и сочинителя в избранном кругу близких друзей: архитекторов, писателей, актеров. Его акварели, рисунки пером и карандашом, дружеские шаржи и озорные выдуманные истории, объединенные в альбомы, хранятся в семьях родных и друзей художника. Автор всегда был безукоризненно тактичен со своими персонажами и насмешливо добр.
Художник родился в 1952 году в Заонежье, в деревне Ламбасручей. Заонежье – тот самый Другой берег для автора, а на заонежском диалекте — ДРУГАЙ, с ударением на первый слог.
В 1960 году она приехала в Карелию после окончания Ленинградского художественно-педагогического училища. С тех пор ее жизнь и творчество связаны с нашим краем. Работы Тамары Григорьевны - украшение коллекции современной живописи художников Карелии в Музее изобразительных искусств РК. Наибольшую известность далеко за пределами республики принесли и автору, и музею экспонаты, вошедшие в «калевальскую» коллекцию. Именно эпос «Калевала» на протяжении многих лет является основной темой творчества Тамары Юфа.
Представляем Вашему вниманию несколько пейзажей, словно сотканных из причудливых линий и изящных орнаментов. Кружево лишайников на могучих каменных глыбах, паутинки трещин на срезе бревна деревенского сруба, затейливый узор из рябиновых листьев, сплетающиеся речные струи с силуэтами рыб... Декоративно? Да. Цвета изысканны? Да! И при этом столько затаенного любования и застенчивой любви к «ущербным елкам и тонким березкам на болотах, суровым и таинственным хвойным, мною любимым лесам со свечами берез», к «серебряным северным домам и камням». Так говорит сама художница.
Ю. Линник, доктор философских наук:
«Тамара Юфа и есть душа Карелии. Это не метафора - это реальность. Чтобы так написать ландшафты, надо пережить все изнутри, почувствовать себя и камнем, и водой, и растением. Дар подобных перевоплощений, которыми владели наши предки, утрачен цивилизацией. Но Тамаре Юфа удалось восстановить его в полной мере, и она показывает это в своих картинах».
Публикуется с согласия автора и с разрешения
Музея изобразительных искусств РК - держателя подлинников.