Публикация от Татьяны Бердашевой, победителя конкурса «Сельский блогер».
Рукотёрки vs полотенца
Замечали, что музейные полотенца, которым по 100-150 лет выглядят гораздо лучше, чем их современные собратья годовалого возраста/использования? Думаете, все это оттого, что старинные полотенца сделаны из более прочной ткани и стираны только вручную? Отчасти так... Но идеальная сохранность объясняется совсем иначе: этими полотенцами не пользовались. Красивыми, узорными, расшитыми полотенцами не пользовались. Для бытовых нужд существовали тряпочки-рукотёрки, а у хозяек повседневный передник (праздничный тоже не пачкали).
Расшитые полотенца – это участники различных обрядов: свадебных, поминальных, похоронных... Например, девушкам до замужества нужно было заготовить множество полотенец. А это огромный труд, который выполнялся словно сам собой. Девушки ходили вечерами на бесёды и там рукодельничали за песнями да шутками, ткали да расшивали приданое. Количество полотенец колебалось от 40 до 100 штук! Укладывались все полотенца в сундук до заветного часа, когда можно было наконец-то одарить всю родню жениха, а заодно и продемонстрировать наглядно какую мастерицу берут в жёны.
XIX в. с. Паданы, Медвежьегорский район, домашнее ткачество, двусторонняя вышивка. Изображены лев и муравьед (слон?).
В Карелии традиционно вышивали красными нитками по белому фону, реже - белыми по красному. Красный цвет – красивый, цвет-оберег... Белый – цвет чистоты, цвет снега... Изображения были различными: геометрические фигуры, растения, всадники, берегини, животные... Некоторые изображения карельские вышивальщицы могли увидеть только в книге или где-нибудь на ярмарке, и тогда на карельском полотенце появлялись львы или муравьеды (а может слоны?) Много таких полотенец хранится в Национальном музее Карелии, у каждого своя длинная история, долгая жизнь...
Комментировать