С 14 по 25 октября 2010 года состоится очередная Всероссийская перепись населения.
В этот раз она проводится под лозунгом: «России важен каждый!»
Как и для чего организуется это грандиозное мероприятие можно узнать, посетив посвященный ему портал. (http://www.perepis-2010.ru./ )
О подготовке к переписи активно вещают СМИ, власти различных уровней. Но, в основном, заботы сводятся к тому, чтобы все жилые дома имели уникальный адрес: улицу и номер дома. Это важно для переписчиков, которые должны постучаться в каждую российскую семью. Создаются стационарные участки, куда сможет прийти или даже позвонить каждый, кто не желает встречаться с переписчиком в собственном доме.
Имеет ли смысл говорить о проблемах переписи на сайте «Коренные народы Карелии»? Какие из вопросов переписных листов требуют обсуждения? Естественно, это вопросы, касающиеся национальной принадлежности. Данные переписей населения служат основным источником официальных сведений о национальном составе страны. Но многие этнологи и антропологи считают, что тот способ, каким государство обозначает, классифицирует людей, очень сильно влияет на то, как эти люди себя воспринимают. Условия и способы проведения переписей населения влияют на результаты. Будут ли верно посчитаны все российские народы? От чего это зависит?
Работая над материалами для нашего сайта, приходилось не раз обращаться к официальным результатам Всероссийской переписи населения 2002 года. И нередко эти данные вызывали удивление.
Например, численность финнов в Карелии составила 14156 человек, а финнов-ингерманландцев – 154 человека. Это никак не соответствует утверждению специалистов, что на сегодняшний день 5/6 численности финской диаспоры в Карелии составляют потомки финнов-ингерманландцев.
Или: численность поморов в РФ составляет 6571 человек, а на территории Карелии таковых насчитывается только 13 человек. Поморы – это потомки русских, заселивших регион Белого моря в средние века. Известно, что с северо-востока на протяжении 630 км нашу республику омывает Белое море. Неужели среди населения прибрежной полосы Лоухского, Кемского и Беломорского районов Карелии только 13 человек считают себя потомками поморов?
На подобные несоответствия обратили внимание и посетители нашего сайта, о чем не переминули написать в комментариях. Поэтому для меня было интересным определить причину появления подобных протворечивых данных. Для этого важно выяснить, как собирались и обрабатывались данные переписи 2002 года.
Во всех советских и российской переписях, при ответе на вопрос о национальности (народности) действовал и действует принцип самоопределения. Но в советское время переписчики (тогда они назывались «счетчики») приходили в ваш дом со списком национальностей. Известны случаи, когда при проведении переписей 1970 и 1979 годов в Ленинградской и Вологодской областях вепсов объявляли «несуществующими» в официальной статистике и записывали русскими. В условиях постсоветской России, когда появились новые паспорта без графы «национальность», указание этнической принадлежности превратилось из общественной обязанности в сугубо личное дело каждого. Начиная с переписи 2002 года у переписчиков никакого заранее утвержденного списка допустимых ответов нет. От того, как мы ответим на этот вопрос, что диктует нам наше самосознание, и будут зависеть результаты переписи. Но, естественно, не только от этого. Вот цитата из доклада Росстата «Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года»:
«При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличалось друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы в 140 национальностей и 40 входящих в них этнических групп (Систематизация произведена на основе Алфавитного перечня национальностей и этнических наименований, разработанного Институтом этнологии и антропологии РАН.)»
Итак, знакомьтесь: Алфавитный перечень национальностей и этнических наименований.
Внимательно изучая итоги переписи 2002, удалось выделить результат систематизации:
к вепсам, кроме вепсов отнесены: бепся, вепся, людиникат, лююдилайне (с языком вепсским), чудь, чухари, к карелам - карьяла, карьялайзет, карьялани, лаппи, ливвикёй, ливвики, ливгиляйне, людики, лююдикёй, лююдилайне (с языком карельским), к финнам - суомалайсет, суоми, к финнам-ингерманландцам - ингерманландцы, инкерилайнен.
В списке этнических групп встречаются и этно-локальные группы русских, например, поморы, камчадалы.
Понятно, что точное количество народов – это всякий раз всего лишь отражение мнений этнологического и политического сообщества.
В поисках подробностей о принципах систематизации оказалось интересным обратиться к информационному бюллетеню «Население и общество», тем более, что в Интернет доступна его электронная версия. (И бумажный бюллетень и его электронную версию с 2001 по 2007 издавал Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, а с 2008 - Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики.)
Тема «Все ли российские народы верно посчитали?» № 319 - 320 от 4 - 17 февраля 2008 дает некоторое представление о том, как проходила обработка результатов переписи 2002 года.
В № 69 - 703 - 16 июня 2002 была опубликована весьма любопытная статья Валерия Тишкова - директора Института этнологии и антропологии РАН РФ «Национальность по личному выбору».
На личном сайте Валерия Тишкова обнаружилась интересная публикация «Пятый пункт Всероссийской переписи». На этом же сайте в разделе Хорошие тексты можно найти немало интересных статей и докладов разных авторов по этнологии и антропологии. На странице Отвечаю на вопросы Вы можете задать академику, российскому этнологу, историку, социальному антропологу Валерию Александровичу Тишкову интересующие Вас вопросы.
На мероприятиях в Национальной библиотеке РК во время Дней Беломорского и Кемского районов выяснилось, что многие из жителей этих районов даже не знали, что во время переписи имели право назваться поморами, а не просто русскими. Возможно, по этой причине поморов в 2002 году в Карелии насчитали всего 13 человек. Меж тем, в 2007 году в Архангельске состоялся съезд поморского народа, сегодня поморы борются за включение их в список коренных малочисленных народов России. В принципе, внесение изменений в этот список возможно. В 2008 году в него были включены камчадалы и водь, приписываемые до этого к русским.
Включение народа в «Единый перечень коренных малочисленных народов», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255, является основанием распространения на него гарантий, установленных федеральными законами, определяющими права коренных малочисленных народов, нацеленными на создание экономических основ поддержания традиционных видов хозяйствования данных народов и сохранения исконной среды их расселения и жизнедеятельности.
Может ли деятельность поморов послужить примером для заонежан? Сколько усилий тратится в борьбе за сохранение Заонежья – сердца Карелии, сколько попыток противостоять промышленной экспансии этого уникального уголка нашей республики! Могут ли появиться в Алфавитном перечне национальностей и этнических наименований ЗАОНЕЖАНЕ? Любопытно узнать, сколько же жителей Заонежья могут назвать себя заонежанами во время грядущей переписи-2010, сколько финнов из финской диаспоры Карелии считают себя потомками ингерманландцев. Реальна ли перспектива включения заонежан в «Единый перечень коренных малочисленных народов»?
Какое поле деятельности открывается перед членами многочисленных национальных общественных объединений в преддверии переписи: донести до населения, что ответ на вопрос о принадлежности человека к той или иной национальности должен быть зафиксирован безошибочно. Именно так, как ощущает каждый конкретный человек. Кто-то не собирается отвечать на этот вопрос, чтобы подчеркнуть, что для него национальность в характеристике человека не имеет значения (приходилось сталкиваться с такими заявлениями в Интернет), а для кого-то национальная самоидентификация очень значима и важна.
Если Вы ощущаете себя казаком, то так и отвечайте переписчику на вопрос о национальности. По результатам переписи 2002 года казаками назвали себя 140292 человека.
А почему в графе национальность нет Казак?Это неправильно,другие есть а нас нет...
Уважаемая Софья! Есть надежда, что во время переписи 2010 такого казуса не произойдет, в крайнем случае, Вы проявите настойчивость и сведения о Вашей национальности будут зафиксированы переписчиком. Для этого и была размещена публикация на нашем сайте задолго до начала переписи.
Мою национальность во время переписи 2002 вообще отказались фиксировать. Причем я уточнила: "А разве не нужно указать еще и национальность?" Милая девушка беззаботно махнула рукой: "Нет, это не обязательно". Интересно, что она ставила в этой графе тем людям, которых опрашивала.
Дело еще и в том, что по инструкции переписчик не может уточнять ответ, заставлять подумать или переспрашивать. Поэтому будет записано то, что сказано - так она, самоидентификация, и работает. Если человек действительно идентифицирует себя, например, помором, то он так и ответит, не задумываясь.
Для обрабатывающего перепись нет человека, есть цифра, ответ, код